Обзор изменений законодательства в сфере образования

Уважаемые посетители сайта!

Любой документ из обзора "Новые документы в сфере образования" вы можете заказать на указанный вами адрес электронной почты. Для этого нужно заполнить бланк заказа.

Май

с 21 по 25 мая 2018 года

Распоряжение Правительства РФ от 17.05.2018 N 913-р

<О внесении изменений в Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утв. Распоряжением Правительства РФ от 06.01.2015 N 7-р>

Расширен перечень специальностей высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и развития российской экономики

В указанный перечень включены специальности "Боеприпасы и взрыватели" и "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие".

Заказ документа


<Письмо> Минобрнауки России от 18.05.2018 N 13-3021

"О согласовании ходатайств"

Минобрнауки России определены подведомственные вузы, ходатайства которых о выдаче разрешения на создание диссертационного совета считаются согласованными

В числе таких вузов:

- организации, указанные в приложении N 1 к настоящему Письму, при создании диссертационных советов по всем научным специальностям, предусмотренным Номенклатурой;

- классические университеты, указанные в приложении N 2, - по всему спектру научных специальностей, предусмотренных Номенклатурой (кроме экономических, юридических и педагогических отраслей науки);

- технические и технологические университеты, указанные в приложении N 2, - по естественным и техническим областям науки;

- экономические, юридические и педагогические вузы, указанные в приложении N 2, - по экономическим, юридическим и педагогическим наукам, в соответствии с профилем вуза.

Во всех других случаях возможность представления ходатайства о выдаче разрешения на создание диссертационного совета на базе организации, находящейся в ведении Минобрнауки России, в том числе в составе объединенного диссертационного совета, подлежит согласованию.

Для такого согласования организации направляют в Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России письма, в которых обосновывается необходимость создания диссертационных советов по заявляемым научным специальностям с учетом результативности научной деятельности организации.

При получении согласования ходатайства о выдаче разрешений на создание диссертационных советов представляются в Минобрнауки России в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27.04.2015 N 428.

Заказ документа


Апрель

с 23 по 28 апреля 2018 года

<Информация> Рособрнадзора от 18.04.2018

<О независимой оценке качества подготовки обучающихся>

Рособрнадзор напоминает, что независимая оценка качества образования, в том числе в форме Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата, проводится на добровольной основе

Обязанность обучающихся сдавать дополнительные экзамены, в том числе на платной основе, законодательством не предусмотрена.

В соответствии с законом об образовании, независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования. Ее результаты поступают в федеральные и региональные органы управления образованием и могут быть учтены при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей образовательных организаций.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление или лишение государственной аккредитации.

Заказ документа


Приказ Минобрнауки России от 18.04.2018 N 276

"Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2019/20 учебный год"

На 2019/2020 учебный год утвержден перечень вузов, в которых иностранцы, поступающие в пределах квоты, имеют право на подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет федерального бюджета

В перечень включено 172 образовательные организации, среди которых, в частности, Московский государственный лингвистический университет, Московский педагогический государственный университет, Высшая школа экономики и региональные вузы.

Заказ документа


с 16 по 20 апреля 2018 года

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.04.2018 N 15-П

"По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан"

Конституционный Суд РФ предоставил гражданам возможность завершить высшее образование вне зависимости от числа отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тех из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

Как следует из подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в случае если первая отсрочка была предоставлена гражданину, достигшему совершеннолетия в период обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, то повторно он может воспользоваться правом на отсрочку в период обучения в образовательной организации или научной организации по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; если первая отсрочка была предоставлена гражданину в связи с обучением по программам бакалавриата на время их освоения, но не свыше сроков получения высшего образования по этим образовательным программам, то повторно он вправе воспользоваться отсрочкой для обучения по очной форме обучения в образовательной или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Соответственно, граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (т.е. с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию и сроков освоения соответствующих образовательных программ общего образования), оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации и освоения образовательной программы среднего общего образования одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались.

Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования в общеобразовательной организации в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование - не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, принимая при этом во внимание, что настоящее Постановление само по себе не может расцениваться как ориентирующее на использование в качестве правового средства его исполнения отмены отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Заказ документа


Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 60

"О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 957"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2018 N 50720.

Общий срок осуществления перевода студентов из образовательной организации, чья лицензия была аннулирована, в принимающую организацию не может превышать трех месяцев

Данный срок действует также при переводе в случае прекращения деятельности образовательной организации, лишения ее госаккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия госаккредитации.

Установлено также, что в случае, если в принимающей организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, размер нормативных затрат на реализацию образовательных программ выше, чем в организации, из которой студент переводится, сохранение стоимости обучения обеспечивается посредством покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств принимающей организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Заказ документа


Приказ Минобрнауки России от 23.03.2018 N 210

"О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2018 N 50727.

Расширены перечни специальностей высшего образования

В перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации программ специалитета, включены:

- робототехника военного и специального назначения;

- защита информации на объектах информатизации военного назначения;

- строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения.

Уточнены также квалификации специальностей "Актерское искусство", "Живопись и изящные искусства".

В перечень направлений бакалавриата включены:

- водные пути, порты и гидротехнические сооружения;

- археология;

- традиционное прикладное искусство.

Перечень направлений подготовки магистратуры дополнен следующими специальностями:

- управление сестринской деятельностью;

- публичная политика;

- археология;

- традиционное прикладное искусство.

В перечень специальностей ординатуры включена радиофармацевтика.

Заказ документа


со 2 по 6 апреля 2018 года

<Письмо> Минобрнауки России от 29.03.2018 N ИК-463/05

"О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2018 году"

Информация о деятельности вузов (включая их филиалы) за 2017 год предоставляется в Минобрнауки России по форме N 1-Мониторинг до 23 апреля 2018 года

Сообщается, что программное обеспечение для подготовки сведений по форме N 1-Мониторинг доступно на сайте www.miccedu.ru.

Вузам, не имеющим доступ к личному кабинету, необходимо пройти процедуру регистрации. Процедура выполняется только головными образовательными организациями на сайте stat.miccedu.ru в разделе "Регистрация".

При наличии в образовательной организации филиалов сведения по форме N 1-Мониторинг предоставляются также и по каждому филиалу. Расчет показателей эффективности деятельности проводится отдельно для головной образовательной организации и филиалов.

Электронная версия формы N 1-Мониторинг предусматривает автоматическую синхронизацию с данными формы N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" по состоянию на 1 октября 2017 года.

Выходной zip-файл с электронной версией отчета формирует средствами программного обеспечения только головная образовательная организация. Перед его формированием головная образовательная организация должна также заполнить сведения по филиалам или объединить данные, поступившие от ее филиалов, если таковые имеются. Сформированный выходной файл следует загрузить через личный кабинет на сайте stat.miccedu.ru.

Бумажный вариант отчета по форме N 1-Мониторинг необходимо распечатать с помощью средств программного обеспечения (отчет по головной образовательной организации, отчет по каждому филиалу) и направить почтовым отправлением или курьером в ФГБУ "Центр развития образования и международной деятельности".

В случае загрузки через личный кабинет более одного отчета к рассмотрению принимается отчет, соответствующий бумажному варианту.

Заказ документа


Март

с 26 по 30 марта 2018 года

Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 130

"Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50453.

Расширен перечень вузов, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

В перечень включены Псковский, Пензенский, Томский и Юго-Западный государственные университеты, а также Казанский (Приволжский) федеральный университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет и Российский государственный педагогический университет им. Герцена.

Сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному, выдаваемый указанными вузами, предоставляется при приеме в гражданство РФ.

Заказ документа


Проект Федерального закона

"О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации"

Минобрнауки России предложена обновленная версия проекта закона о научной деятельности в РФ

Проект направлен на регулирование отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами, органами власти в сфере осуществления и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также правовых основ реализации государственной политики в области научно-технологического и инновационного развития.

Проект включает в себя, в частности, положения, определяющие:

особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

порядок общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

порядок подготовки научных кадров;

принципы международного сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;

государственные меры поддержки и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Проектом предусматривается, что организации, которым на момент вступления в силу настоящего проекта присвоен статус государственных научных центров Российской Федерации, сохраняют свой статус на 2 года. В течение указанного срока, данные организации обязаны подтвердить свой статус.

Государственные научные организации, подведомственные государственным академиям наук до вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаются имеющими статус академической научной организации, предусмотренный настоящим проектом, в течение 2-х лет с момента вступления его в силу.

Со дня вступления проекта в силу предполагается признать утратившими силу Федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", а также "О статусе наукограда Российской Федерации".

Заказ документа


с 12 по 16 марта 2018 года

Приказ Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197

"Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью"

Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2018 N 50234.

Минобрнауки России утвержден административный регламент лицензионного контроля за образовательной деятельностью

Предметом такого контроля является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. При проведении контрольных мероприятий должностные лица уполномоченного органа имеют право, в том числе:

- знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, осматривать территорию, а также используемые организацией при осуществлении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;

- проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

- проводить беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, получать объяснения работников организации, в том числе письменные;

- проводить выездную проверку при установлении признаков нарушений лицензионных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе документарной проверки.

Срок проведения проверок, как документарной, так и выездной, в общем случае, не может превышать 20 рабочих дней.

По результатам контроля осуществляется, в том числе:

- выдача организации предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений;

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- приостановление действия лицензии;

- прекращение действия лицензии в случае наличия решения суда.

Заказ документа


Февраль

с 19 по 22 февраля 2018 года

<Письмо> Минобрнауки России от 24.01.2018 N 05-155

"О направлении информации"

Общероссийский классификатор специальностей по образованию не является нормативным правовым актом, который подлежит использованию в системе образования

При определении профессий, направлений подготовки, специальностей необходимо руководствоваться перечнями, утверждаемыми приказами Минобрнауки России. Разъясняется, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) перечни профессий, специальностей и направлений подготовки утверждаются Минобрнауки России. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (далее - ОКСО) принят и введен в действие приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст, при этом ОКСО основан на перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки, утверждаемых Минобрнауки России.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, используют перечни специальностей и направлений подготовки, утвержденные приказами Минобрнауки России. В выдаваемых документах об образовании и (или) квалификации образовательными организациями используются установленные перечнями коды направлений подготовки и специальностей.

К компетенции Минобрнауки России относится не только разработка Перечней, но и установление соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих Перечнях профессиям, специальностям и направлениям подготовки (т.н. переходники). Установленные соответствия новых и старых Перечней, в том числе в части кодов, утверждаются приказами Минобрнауки России.

Таким образом, ОКСО не является нормативным правовым актом, который подлежит использованию в системе образования. Доминирующим документом при определении наименований, а также кодов направлений подготовки/специальностей, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, являются Перечни. Использование ОКСО при решении каких-либо задач, в том числе при определении соответствия профессии, направления подготовки, специальности, имеет вспомогательный, справочный характер.

Заказ документа


Январь

с 22 по 26 января 2018 года

<Письмо> Рособрнадзора от 10.01.2018 N 05-5

"О направлении запросов по вопросу наличия сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО"

Проверить, включены ли сведения о выдаче гражданину документа об образовании в специальный государственный реестр, можно на сайте frdocheck.obrnadzor.gov.ru

Формирование федерального реестра сведений о документах об образовании и квалификации, документах об обучении для обеспечения учета указанных сведений предусмотрено законом об образовании. Внесению в реестр подлежат сведения:

- о документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 года по 31 августа 2013 года включительно;

- о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 года;

- о дубликатах указанных документов, в том числе о документах об образовании, по которым подтвержден факт утраты либо факт обмена и уничтожения;

- о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ.

Предусмотрено постепенное внесение таких сведений в реестр в течение установленных периодов. В частности, до начала 2019 года в реестр должны быть внесены сведения о документах, выданных с 1 января 2000 года.

Отсутствие сведений о документе об образовании в реестре не опровергает факт выдачи указанного документа гражданину. В этом случае следует:

- обратиться в организацию, выдавшую документ об образовании;

- в случае ее ликвидации - в муниципальный или государственный архив субъекта РФ или в Росархив.

Для подтверждения факта изготовления бланка документа об образовании государственного образца необходимо обратиться в организацию-изготовитель указанного бланка (наименование организации-изготовителя может быть указано в нижнем правом углу документа (либо с лицевой стороны, либо с оборота).

Заказ документа


с 3 по 6 января 2018 года

<Письмо> Рособрнадзора от 09.11.2017 N 05-500

"О направлении методических рекомендаций"

Рособрнадзором представлены методические рекомендации по проведению проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения

При организации и проведении проверки органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в сфере образования, должны исходить из необходимости достижения результата проверки с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов или достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств.

При осуществлении федерального государственного надзора проводится проверка, в том числе:

соответствия локальных нормативных актов законодательству об образовании;

соблюдения прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ;

соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;

соблюдения требований законодательства при оказании платных образовательных услуг.

В приложении приведен перечень требований, установленных законодательством, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, а также указание на предмет проверки данного требования в зависимости от задачи проверки. Также приведен перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки организации, реализующей основные программы профессионального обучения, по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в 2 экземплярах по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Заказ документа


Познакомиться с другими обзорами новых документов в федеральном законодательстве можно здесь