Супернавыки для успешной учебы

Супернавыки для успешной учебы

Учимся понимать и записывать лекцию

Большая часть учебы в вузе проходит в формате “слушай лекции – читай книги – сдавай тесты и экзамены”.

В книге «Учись как профи» Дэн Уиллингэм предлагает несколько стратегий, которые помогают лучше понимать и запоминать учебный материал, готовиться к экзаменам и сдавать их.

В этой статье мы расскажем о том, как улучшить понимание лекции и сделать хороший конспект.

Как понять лекцию?

В большинстве житейских ситуаций при общении мы опускаем часть информации, надеясь, что наш собеседник по контексту разговора восстановит недостающие связи.

«Надо записаться на семинар. Подай мне телефон, пожалуйста!» Совершенно понятно, как в данном случае связаны между собой семинар и телефон: записаться на семинар можно онлайн, нужно зайти на соответствующий сайт, для выхода в интернет я хочу воспользоваться телефоном. Когда идеи следуют одна за другой, нам без труда удается установить связь между ними и понять собеседника.

Такое простое – линейное – восприятие очень привычно для нашего мозга, мы пользуемся им «по умолчанию». Лекции, как правило, структурируются иерархически, поэтому вполне вероятно, что для понимания смысла придется связать какую-то идею с той, о которой говорилось двадцать минут назад или на прошлой лекции. Нам может казаться, что мы установили определенную связь между идеями, и, следовательно, все поняли. Но связей может быть несколько. И если мы упускаем ту связь, которую подразумевал лектор, то теряем значительный объем смысла в изучаемом материале. И главное, даже не осознаем этого! Таким образом, понять лекцию – значит установить все необходимые связи, а не просто запомнить новые термины и факты.

Во время прослушивания лекции очень трудно одновременно уяснить новую идею и осознать, как она связана с другими идеями лекции и всего курса. Нам повезло, если лектор сам подробно представляет структуру материала: «Сейчас я расскажу о явлении Y. Основная идея - X. Вот три аргумента, подтверждающие X». Затем в течение лекции он ссылается на этот план, говоря: "Мы обсудили первый аргумент, подтверждающий нашу идею. Переходим ко второму". Если лектор этого не делает, необходимо приложить усилия для самостоятельного понимания структуры материала. Не стремитесь полностью осознать всю иерархическую структуру представленной информации за время ее изложения, сконцентрируйтесь на первых двух уровнях этой иерархии.

  • Не пропускайте начало лекции: не опаздывайте, не отвлекайтесь на дружеские приветствия и телефон. Как правило, в начале преподаватель в одном-двух предложениях излагает тему лекции. Главный вопрос или тема - это верхний уровень иерархии.
  • Следите за вербальными сигналами, которые обозначают границы в структуре аргументации:

    - Итак, переходим к следующему доказательству…
    - Давайте рассмотрим ситуацию с другой точки зрения…
    - А теперь обратимся к…

  • Не упускайте невербальные сигналы. Преподаватели обычно делают паузу, чтобы удостовериться, что все было понятно, или свериться со своим конспектом. Чаще всего это означает, что лектор закончил одну часть и переходит к следующей.
  • Когда преподаватель собирается перейти к новой теме, помимо вопроса «Я понял, что он только что сказал?» каждый раз задавайте себе еще и такой вопрос: «Понимаю ли я, как сказанное только что относится к сегодняшней общей теме?» Если это не очевидно, спросите преподавателя.

Как задавать вопросы?

Ситуация, когда на лекции вы что-то не поняли, встречается часто. Можно ли попросить преподавателя объяснить материал еще раз?

Просить разъяснений - это абсолютно нормально и вовсе не говорит о вашей глупости, каждый человек может пропустить или не понять часть информации.

  • Формулируя вопрос, не просите «объяснить все еще раз». Предоставьте преподавателю контекст вашего вопроса: начните с того, что вам удалось понять.

    - Вы говорили о трех пунктах. Первый – … (такой-то), второй – … (такой-то), а третий я не успел записать/ не совсем понял/ видимо, пропустил…
    - Я понимаю, что этот аспект связан с тем, о чем вы говорили в начале лекции. Не могли бы вы поподробнее объяснить эту связь?

Таким образом, преподаватель увидит, что вы внимательно слушали и старались разобраться в материале, и сразу начнет с нужного места, не теряя времени.

Если вы стесняетесь задавать вопросы на лекциях, не считайте это своей особенностью и не думайте, что это нельзя изменить. Рассматривайте это как навык, над которым надо работать. Скорее всего, вам не удастся полностью избавиться от стеснения при задавании вопросов, но чем больше практики у вас будет, тем лучше вы будете себя чувствовать в этой ситуации.

  • Если есть возможность, сядьте в первом ряду, так вы меньше будете стесняться.
  • Попробуйте для тренировки задать короткий вопрос для уточнения определения или факта.
  • Если у вас хорошие отношения с преподавателем, предупредите его заранее о том, что вы работаете над этим навыком. Он будет больше обращать внимание на ваши попытки задать вопрос.

Вы опасаетесь, что замедлите группу или вызовете раздражение преподавателя? Конечно, преподаватель может испытывать усталость или недостаток времени. Но он сам решит, стоит ли ему ответить сейчас всем слушателям, лично вам по окончании лекции или нужно скорректировать план лекции и уделить этой теме больше времени.

  • Не задавайте вопросов, чтобы покрасоваться. Вопросы не по теме лекции действительно раздражают и преподавателя, и других студентов.
  • Обратная связь от аудитории в виде уточняющих вопросов, направленных на понимание, представляет для преподавателя большую ценность. Таким образом, задавая вопрос, вы помогаете не только себе, но и преподавателю тоже.

Как вести конспект?

При обучении через слушание вы одновременно выполняете две задачи: понимаете материал здесь и сейчас и ведете записи, которые помогут вам вспомнить материал позже. Для ведения конспекта лекции нашему мозгу необходимо поддерживать множество процессов: не отвлекаться, понимать новый материал, отделять главное от второстепенного, перефразировать мысли, решать, когда писать, а когда слушать и т.д. Поэтому хороший конспект – это всегда компромисс.

  • Попробуйте стратегически распределить свое внимание между записыванием и пониманием, учитывая содержание лекции. Если лекция насыщена деталями, фокусируйтесь на записях; если материал более абстрактный, стремитесь к пониманию, пишите кратко и своими словами.
  • Если у вас есть выбор между записью на бумаге и на ноутбуке, выбирайте конспект от руки, так вы лучше запомните материал. Использовать ноутбук имеет смысл только тогда, когда важна скорость печати. Но потенциальные отвлекающие факторы могут свести на нет все преимущества, поэтому отключите Wi-Fi до начала лекции.
  • Используйте систему знаков для разметки конспекта, например:

    !!! - ключевой вывод / важное
    ? – я что-то пропустил
    ?? – я упустил смысл полностью
    ?-> – я понял этот фрагмент, но с чем он связан?
    Oк? – я пишу это, но не уверен, что это правильно
    Я – это моя идея, а не лектора
    Л – теперь это снова мысли лектора
    О – думаю, что это отступление

  • Когда преподаватель предложит задать вопросы, постарайтесь быстро оценить, будут ли ваши записи понятны вам позже. Проверьте, насколько складываются в общую концепцию факты, изложенные в лекции? Отражают ли записи ваше понимание темы? Есть ли отсылки и примеры, которые сейчас могут показаться ясными, но через несколько дней вы забудете, о чем речь. Задайте уточняющие вопросы.

После лекции необходимо привести свой конспект в порядок. Желательно сделать это в тот же день, максимум – до следующей лекции. Процесс работы над конспектом не просто облегчает учебу, он сам по себе является частью учебы. Приведение конспекта в порядок заставляет разбираться в информации и задумываться о смысле, а то, о чем вы думаете, запоминается. Что нужно сделать, работая над конспектом?

  • Воссоздать полную логическую структуру лекции. Наиболее наглядной она будет, если изобразить ее в виде древовидной структуры. Поместите в прямоугольник главный вопрос, который рассматривался на лекции, в других прямоугольниках – коротко сформулированные конкретные утверждения, которые описывают тот или иной фрагмент лекции. А теперь соедините прямоугольники линиями, пояснив, какого типа эта связь: доказательство, пример, причина, логическое следствие, обобщение и т.д.
  • Теперь вы сможете определить, какой информации не хватает в ваших заметках. Недостающая информация может относиться к двум категориям: факты или связи. Например, у вас написано, что имелось четыре причины чего-то, а в вашем конспекте только три. Или приведен какой-то пример, но вы не можете понять, что именно он иллюстрирует.
  • Запишите вопросы на стикерах и приклейте их так, чтобы они выступали за пределы страницы. Если вы вели записи на цифровом носителе, вставляйте вопросы прямо в текст, помечая их каким-то специальным (редким) символом, чтобы его было легко найти.
  • Ответы на вопросы ищите в рекомендованной литературе. Организуйте команду мотивированных однокурсников, с которой вы будете сравнивать, обсуждать и улучшать свои конспекты.
  • Если ответ так и не был найден, подготовьте конкретный вопрос, чтобы задать его преподавателю при следующей встрече. Здесь опять надо начать с краткого описания того, что вы уже уяснили, и четко сформулировать то, что непонятно.

Чтобы глубже понять лекцию, необходимо учитывать разницу между иерархической структурой материала и вашим линейным восприятием. Будьте готовы прикладывать умственные усилия для понимания каждой лекции, выявляя ее логическую структуру и создавая полный конспект. Эту работу необходимо проделывать самому, конспект друга не поможет освоению и запоминанию учебного материала.

По книге Д. Уиллингэм «Учись как профи. 14 супернавыков, чтобы освоить все что хочешь»

Документ КонсультантПлюс по теме: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)