Уроки пандемии: взгляд студентов

Уроки пандемии: взгляд студентов

Онлайн-интервью со студентами московских вузов

Продолжаем серию интервью о том, какие изменения пандемия внесла в нашу жизнь. Сегодня истории студентов.

Первую часть интервью с преподавателями читайте здесь

 

КонсультантПлюс: Пандемия еще не завершилась, но уроки какие-то каждый из нас уже вынес. Что лично вы можете отметить? Что изменилось в вашей жизни? Какие вам открылись перспективы? Какие тенденции вы видите?

Анна Назарова (студентка 2 курса юридического факультета МГУ): Пандемия стала толчком для развития инновационных технологий во всем мире. У человечества уже давно были ресурсы для активного внедрения технологий в процесс работы и обучения. И, на мой взгляд, при всем вреде, который принес COVID-19, одно из положительных последствий – активное распространение удаленной работы и дистанционного обучения.

Многие видят в этом угрозу, заявляя, что дистанционка никогда не заменит очного взаимодействия. Действительно, есть профессии, в которых нельзя ни работать, ни учиться в дистанционном формате. Но в обучении на юридических специальностях такой проблемы, как правило, не возникает (если речь не идет, например, о криминалистах и следователях). На мой взгляд, вполне допустимо проводить юридические консультации и давать какие-либо рекомендации онлайн, или проводить в таком формате семинары по вопросам, где в основном требуется только говорить (как обычно и бывает).

Думаю, не я одна, держась за поручень в тесном вагоне метро, мечтала о том, что люди изобретут телепорт, и те драгоценные два часа, которые я каждый будний день провожу, мысленно проговаривая наизусть вместе с диктором названия станций своей ветки, потрачу, например, на сон или что-то более полезное. И только во время пандемии я поняла: люди уже давно создали телепорт, но почему-то практически не пользуются им. И этот телепорт – интернет и программы для организации видеоконференций. Можно проснуться, подключить компьютер к сети и, перейдя по ссылке, оказаться в любом уголке нашей страны, на любой паре, конференции или собрании за доли секунды. Без тесного метро и душных автобусов. Их заменяет одна единственная кнопка «войти в конференцию».

Павел Фомин (председатель студенческого научного общества РЭУ им. Г.В. Плеханова): Могу сказать, что мне удалось научиться лучше управлять своим временем, так как первое время, когда нам давали огромные задания, требовалось самостоятельно организовывать свой режим труда и отдыха. Горжусь тем, что смог преодолеть эти трудности.

Могу даже сказать, что я увидел весь потенциал онлайн-обучения, так как понял, что дистанционно можно учиться так же результативно, как и очно. Я прошел несколько дополнительных курсов, на которых узнал много нового. Рад отметить, что в период пандемии многие люди поняли, что большая часть бюрократии не имеет смысла, нет смысла распечатывать учебные материалы, принимать какие-то документы в печатном виде. Мне хотелось бы, чтобы тенденция цифровизации документооборота осталась и после снятия ограничений.

Михаил Шершерия (студент 3 курса юридического факультета ВГУЮ (РПА Минюста России)): Если рассуждать о том, что поменялось в моей жизни с приходом пандемии, то самым главным изменением стало сокращение времени поездок в транспорте. Ежедневно я трачу на дорогу в университет около полутора-двух часов в одну сторону. С введением карантина у меня появилось дополнительное время, которое можно провести с пользой. Его я тратил на саморазвитие: изучал новации цифровой сферы в связке с правом, читал различные статьи по IT-law и проблемам информационного регулирования, поскольку интересуюсь данной темой, а также занимался написанием некоторых работ.

Сложившаяся в мире ситуация позволила выделять больше времени на то, что действительно интересно. Для меня открылась важнейшая перспектива – возможность больше заниматься любимым делом. Сейчас активно развивается онлайн-образование: всевозможные курсы и вебинары. Пандемия подтолкнула мировое сообщество к поддержке такой системы, в связи с чем и просматривается тенденция на дальнейшее тесное сосуществование очного и дистанционного формата в сфере обучения.

 

КонсультантПлюс: Что для вас оказалось самым сложным в этот период? К чему вам пришлось привыкать, от чего отказаться?

Анна Назарова: В самом начале пандемии мне пришлось отказаться от планов на будущее. Самым тяжелым стало то, что моя семья не смогла навещать бабушку и дедушку, живущих на другом конце страны. Мы боялись случайно заразить своих близких, а во-вторых, было трудно передвигаться даже между регионами. В остальном пандемия не доставила каких-либо серьезных трудностей кроме того, что теперь приходится все время помнить о ношении масок, про которые всем нам так сильно хочется забыть. Но это, конечно же, ничто в сравнении с трудностями, возникающими у заболевших.

Павел Фомин: Сложно было отказаться от социальных взаимодействий в университете, так как мне очень повезло с моей учебной группой, и я действительно скучал по ним. Я не виделся и со своими друзьями, так как учусь не в родном городе, но могу сказать, что наша дружба окрепла, мы искали новые способы общения и совместного досуга: подолгу говорили в голосовых чатах, смотрели вместе видео с помощью демонстрации экрана, играли в видеоигры. Это было проблемное время, и я рад, что мы с друзьями сохранили контакт, это очень помогло.

Михаил Шершерия: Самым сложным испытанием для меня было отсутствие нормального общения. Человек – существо социальное, без общества не может развиваться и быть самим собой. Переписка в социальных сетях не позволяет заменить живые встречи, разговоры. Мне кажется, пандемия позволила людям взглянуть по-другому на обыденные вещи, поэтому теперь ими, возможно, будут дорожить.

Что касается изменения каких-то привычек, то здесь мне даже и сказать-то нечего. Процесс адаптации к новому типу обучения прошел быстро, у меня не возникало каких-то проблем. Отказываться от чего-то мне также не пришлось, ведь мой образ жизни не настолько требователен, если можно так выразиться.

 

КонсультантПлюс: Говорят, что ни делается, все к лучшему. Что для вас стало «к лучшему» в этот период?

Анна Назарова: К лучшему для меня стало то, что я, иногородний студент, смогла жить дома во время учебы. Это было для меня большой поддержкой и в моральном, и в финансовом плане. Тем более, в то время я была на первом курсе и, как все первокурсники, хотела бывать дома чаще, потому что нелегко просто взять и в один момент переехать от родителей, к тому же в незнакомый город.

Павел Фомин: На самом деле, многое было к лучшему, но не стоит забывать о том, что мы столкнулись с тяжелым испытанием, опасной болезнью, которая продолжает забирать жизни людей. Хотя я оптимист и вижу много положительных изменений, не могу сказать, что пандемия действительно стала к лучшему.

Михаил Шершерия: На мой взгляд, этот период дал возможность любому заниматься как полезными вещами, так и просто отдыхать. Все-таки, когда у человека появляется много свободного времени, он пытается любым образом его занять. Вначале это какие-то развлечения, будь то просмотр сериалов, фильмов, чтение книг. Но дальше чем заниматься? Повторять одни и те же процессы становится скучным, тогда человек задумывается об изменениях. Вот тут уже выбор у каждого свой.

Я же задумался о самообразовании и решил обратить внимание на цифровую сферу, которая мне интересна. Так я совмещал приятное с полезным, ведь такое дело позволяет улучшить свои знания, связанные с этой областью, в рамках юридического образования.

 

КонсультантПлюс: В период пандемии все вузы перешли на дистанционное обучение. Как вы к этому отнеслись? Понравилось ли такое обучение? Испытывали ли какие-то неудобства?

Анна Назарова: Неудобства от дистанционного обучения ощущались только в самом начале перехода на такой формат, когда все еще только привыкали к нему. Но в дальнейшем из-за того, что появилось больше свободного времени, нагрузка даже увеличилась в виде дополнительных занятий и консультаций. Кроме того, появилось больше времени на полноценное изучение материала и саморазвитие. Никаких изменений в качестве образования я не могу отметить, потому что все семинары юридических специальностей, особенно на первых двух курсах, проводятся в форме общения преподавателя и студентов на разные темы. И я не вижу разницы между очным и заочным обсуждением одной и той же информации. Могу отметить только плюсы:

  • нет проблем с проектором для презентации;
  • если не слышно человека с задней парты, в реальной жизни не прибавишь звук, как это можно сделать на компьютере;
  • конференции предусматривают возможность отвечать по рукам, что делает более честной и справедливой борьбу за право ответить на семинаре (компьютер сам устанавливает очередность);
  • даже лекции удобнее слушать в записи: можно ускорить, замедлить или сразу переслушать неясный момент.

На примере своем и моих однокурсников могу отметить, что качество конспектов лекций улучшилось в разы в сравнении с очным вариантом их проведения. Аналогично и с подготовкой к семинарам. Конечно, бывают и те, кто подключается к лекции без камеры и звука, но давайте вспомним, что всегда были люди, которые пропускали лекции, так не лучше ли, если они теперь хотя бы знают, на какой предмет подключаются?

Дистанционное образование, возможно, не для всех специальностей подходит, но в нашей профессии нет причин жаловаться на такой формат и полностью уходить с дистанционки, потому что это никак не влияет ни на один из аспектов нашего обучения.

Павел Фомин: Я отнесся к этому скорее положительно, так как появилась возможность учиться дома, в комфортных условиях, питаться более здоровой пищей, делать многие задачи в цифровом виде. Отпала необходимость сдавать работы в печатном варианте. Конечно, все это работает потому, что мое направление обучения не подразумевает каких-то заданий, для которых нужен специальный реквизит и помещение. Единственный минус дистанционного обучения для меня – это то, что мы стали меньше общаться с одногруппниками и преподавателями, этого действительно не хватало.

Михаил Шершерия: Ощущение относительно дистанционного формата обучения было двояким, да и остается таковым по сей день. С одной стороны, появилось больше времени на сон, на любимые дела, при этом ты не жертвуешь учебой. Чувствуешь себя более свободным в своих планах и действиях. Пары проходят как-то спокойнее, удобнее отвечать.

С другой стороны, начинаешь осознавать, что расслабленность начинает мешать тебе. Фокус на получение знаний угасает, вырабатывается безразличие к происходящему в образовательном процессе. Во время удаленки очень хотелось очно поработать с конкретными людьми, росло внутреннее недовольство. Снизить напряжение в первое время вообще было сложно, ведь развлекательные места были закрыты, людям советовали никуда не ходить и ни с кем не видеться. Я бы сказал, что выросла моральная нагрузка.

Подводя итог, скажу, что для меня такое обучение больше видится в позитивном ключе, нежели в негативном, хоть и были некоторые неудобства.

 

КонсультантПлюс: Насколько сложно было возвращаться в вуз после отмены дистанционного обучения? Изменилось ли качество обучения? Какое обучение вам ближе: очное или дистанционное?

Анна Назарова: В нашем вузе дистанционное обучение отменили лишь частично. И, несмотря на всю мою любовь к дистанционному обучению, не могу не отметить, что все возвращались в вуз с радостью встречи с друзьями. Все-таки мы студенты, для нас важно живое общение. Но бывают случаи, когда преподаватели опаздывают или переносят пару в последний момент, и вот тогда думаешь о том, что во время онлайн-образования можно было лишний раз выпить кофе или доучить что-нибудь. А так приходится тратить впустую драгоценное время, которого и так не хватает. Я поддерживаю дистанционное обучение. Несмотря на его минусы, я считаю, что они существуют только потому, что данная сфера нашей жизни еще недостаточно развита. Но рыночная экономика такова: есть спрос – будет и предложение. Поэтому, на мой взгляд, неполадки дистанционного образования – лишь вопрос времени, который вполне реально решить.

Павел Фомин: Возвращаться в вуз было не тяжело, сложнее было вновь привыкать к жизни в общежитии. Многое изменилось, теперь мы активнее взаимодействуем с преподавателями через почту, мессенджеры. Они все реже требуют печатные материалы. У нас также остался доступ к системе «Антиплагиат» через личный кабинет студента, что упрощает жизнь: можно проверить работу у себя дома. В библиотеке больше нет длинных очередей ребят, которые хотят проверить свои курсовые. Стало тише, и атмосфера стала более рабочей.

Михаил Шершерия: Дистанционное обучение перестроило режим каждого, в том числе и мой. Изменилось многое, поэтому возврат в очный формат давался нелегко. Снова привыкать к раннему старту дня, нестабильности транспортной системы, постоянной дороге – все это вызывало неудобства. Сейчас уже проще, адаптировался я быстро. Хотя, оглядываясь назад, скажу, что дома легче, такой формат был ближе.

Если говорить о качестве обучения, то не скажу, что оно снизилось, как об этом говорят в различных обсуждениях. В моем университете был создан специальный сайт, на котором выкладывались все задания. Сами пары проходили на платформе «Zoom», которая позволяла максимально приблизить образовательный процесс к реальному, живому формату. Преподаватели всеми способами старались, чтобы мы чувствовали себя комфортно, поддерживая, помимо этого, высокий уровень работы. На мой взгляд, серьезных ухудшений не возникло.

 

КонсультантПлюс: Как вы думаете, мир не будет прежним? Что изменится в будущем в связи с этой ситуацией? Как эти изменения коснутся лично вас?

Анна Назарова: Я думаю, что теперь мир кардинально изменится в сторону улучшения средств дистанционной коммуникации. Очень многие люди не могут выходить на работу и учебу офлайн по объективным причинам. И теперь, когда человечество освоило такие технологии, оно будет активно использовать их. Например, раньше в моем регионе школы закрывались, когда температура падала ниже 30оC. И у школьников был своеобразный выходной, что, конечно же, сказывалось на учебном процессе. А теперь, когда все уже владеют навыками дистанционной коммуникации, в дни, в которые невозможно было бы провести занятия очно, их проводят дистанционно.

Думаю, меня это коснется в основном в плане учебы, так как работа по юридической специальности не может полностью перейти в онлайн. Например, в судебном процессе, когда зачастую решается судьба человека, конечно, необходимо личное присутствие. Потому что одно дело выносить приговор кучке пикселей перед тобой, а другое – живому человеку, такому же, как ты сам. Однако совершенно очевидно, что подобные изменения в нашей жизни обязательно сохранятся и будут развиваться хотя бы в силу своего невероятного удобства.

Павел Фомин: Мне кажется, мир уже изменился, так как сейчас люди стали больше следить за своим здоровьем, перестало быть нормальным приходить на учебу во время болезни и, как я уже говорил, ушло много бумажной волокиты. Кроме того, мы осознали, насколько важно общение с родными, с близкими, пережили тяжелые утраты. Думаю, каждый задумался о том, что действительно требует внимания. Мне кажется, мы станем более осознанно подходить к своей жизни, будем больше ценить время, которое проводим с близкими людьми. Думаю, это главный урок, который мы должны вынести, и это будет самым важным изменением.

Михаил Шершерия: Мне кажется, мир не будет прежним после пандемии. Это один из таких моментов, когда сообщество начинает понимать, что по многим вопросам нужно работать вместе. Создание вакцины – яркий тому пример. Поэтому я рассчитываю на то, что международное сотрудничество в различных сферах будет расти. Возможно, будет больше программ обучения по обмену, и это улучшит ситуацию в мире.

Помимо этого, серьезно возросла роль онлайн-мероприятий в сфере образования. Множество вебинаров, курсов, интенсивов позволили людям развиваться на дому, не теряя времени. Появилось много приложений, повышающих удобство и качество преподавания в дистанционном формате. Во всех отраслях выросла цифровизация, она коснулась каждого, в том числе меня.

Студенческие вопросы