Рекомендации студентам и магистрантам по написанию научной статьи

Рекомендации студентам и магистрантам по написанию научной статьи

От преподавателей Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Д.Г. Алексеевой и И.Е. Миxеевой

Д.Г. Алексеева, д.ю.н., профессор кафедры банковского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) и И.Е. Миxеева, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой банковского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) поделились пошаговой инструкцией, как написать научную статью. Берите на заметку.

 

Написание статьи является для студента первым важным шагом в научной деятельности. От того, насколько качественно, логично и юридически грамотно структурирован и написан материал, во многом зависит деловая репутация автора, перспективы дальнейшего развития как высококвалифицированного специалиста и как ученого.

Общие рекомендации. Для публикации научной статьи студенту необходимо:

  • осуществлять выбор названия, определение плана и дальнейшее написание статьи под руководством научного руководителя. Как правило, это непосредственный преподаватель учебной дисциплины, в рамках которой будет опубликована статья. Для согласования названия необходимо проанализировать законодательство, судебную практику и научные труды, выявить проблематику и иметь хотя бы рамочное представление о том, какие выводы планируется сформировать по итогам исследования. Своевременное обращение к научному руководителю позволит грамотно структурировать материал, сэкономить много времени и сил на написание статьи;
  • выбрать подходящий научный журнал для публикации статьи. Для того, чтобы не ошибиться с выбором, необходимо убедиться, что заинтересовавший вас журнал публикует статьи студентов вообще и статьи по выбранной вами тематике, в частности. Неверным решением будет публикация статьи, например, по праву, в философском журнале. Вся необходимая информация обычно указывается в разделе для авторов на официальном сайте журнала;
  • ознакомиться с теxническими требованиями к оформлению статей, установленными руководством журнала или издательством и опубликованными на их официальном сайте. Целесообразно ознакомиться со структурой журнала и определить, в какую рубрику следует предложить публикацию. Необходимо внимательно и тщательно ознакомиться со всеми требованиями. В ряде случаев редактор издательства или журнала может дополнительно запросить рецензию на статью от научного руководителя, подпись которого должна быть заверена в учебном заведении (например, руководителем отдела кадров). Следует также обратить внимание на максимальный объем статьи, который исчисляется в печатных листах.

Подготовку научной статьи условно можно разделить на несколько важных шагов (этапов), включающих выбор тематики и названия статьи, составление плана статьи, подбор материала, непосредственное написание статьи, ее оформление, составление библиографического списка, проверку на оригинальность и направление в издательство/журнал.

Шаг I. В первую очередь, студенту необходимо определиться с тематикой и названием будущей статьи.

Выбор названия зависит от тематики и проблем, которые студент планирует раскрыть в научной статье. Тематика статьи должна быть актуальной и интересной, содержать выводы и предложения по решению конкретной теоретико-правовой проблемы.

Название статьи должно соответствовать ее содержанию, быть лаконичным и четким.

Шаг II. Составление предварительного плана будущей статьи.

Статья призвана раскрыть тему: от постановки проблемы до ее разрешения. И план позволит четко и последовательно организовать эту работу.

План должен быть хорошо структурирован и продуман. Будет ошибкой повторение в разных пунктах плана одних и тех же вопросов, расплывчатое наименование пунктов и параграфов.

Структурно части плана должны быть соизмеримыми. Не допускается неравномерная разбивка материала не неравные части (например, первый раздел статьи занимает 80% ее объема, а второй раздел – оставшиеся 20%).

Хорошо воспринимается структура, при которой последующий раздел (параграф, пункт) логично вытекает из предыдущего.

Шаг III. Подбор нормативных актов, судебной практики и научной литературы, относящейся к предмету исследования.

Нормативные акты и судебную практику, имеющие отношение к предмету исследования, следует искать на официальных сайтах или в справочных правовых системах (например, в КонсультантПлюс). При первом упоминании в тексте статьи нормативного акта или судебного решения необходимо сделать сноску, в которой указать источник официальной публикации документа. При его отсутствии в сноске можно поставить ссылку на справочную правовую систему.

Для подбора необходимой учебной и научной литературы необходимо обратиться в библиотеку либо к официальным сайтам журналов и других источников в интернете. При использовании в тексте статьи цитаты из научного произведения в сноске к статье необходимо указать наименование научного труда, его авторов, данные издательства или журнала, в котором труд опубликован, и конкретную страницу, на которой содержится цитата.

Шаг IV. Написание статьи – основной этап ее подготовки.

Текст статьи должен соответствовать заявленному плану.

Условно статью необходимо разделить на три блока: вступление, основная часть и выводы.

Вступление должно содержать информацию об актуальности тематики, изложение сути проблемы, которую автор планирует раскрыть.

В основной части необходимо последовательно описать решение выявленной проблемы, изучить существующие научные подходы к разрешению проблемы, дать авторскую оценку. Сформировать практические советы и рекомендации, проиллюстрировать их примерами из судебной практики. Описать пути достижения цели.

Для того чтобы текст был последовательным, рекомендуется разделить статью подзаголовками на части.

Статья должна завершаться выводом, в котором автор подводит итоги проведенного исследования, формирует собственные подходы, определения или предложения (например, предложения по совершенствованию действующего законодательства).

Шаг V. Проверка статьи на соответствие заявленным техническим требованиям журнала (издательства).

Проверка статьи позволяет устранить ошибки, опечатки, повторы, сверить полноту описания, уточнить объем, уточнить правильность оформления сносок и библиографического списка использованного законодательства, судебной практики и научных трудов.

В начале статьи должны быть указаны фамилия,  имя и отчество автора, его место учебы/работы, контактная информация.

Как правило, к научной статье прилагаются:

  • аннотация (краткое содержание) статьи на русском и английском языках;
  • ключевые слова (термины, использованные в тексте работы и выражающие ее содержание) на русском и английском языках;
  • библиографический список - перечень использованных в работе источников: нормативных актов, судебной практики и научной литературы.

Требования к формированию библиографического списка также можно найти на официальном сайте журнала (издательства).

Шаг VI. Проверка статьи на оригинальность («антиплагиат»).

Перед отправлением статьи следует ее проверить на оригинальность.Степень оригинальности в среднем должна быть не ниже 75-80%.

Проверка на уникальность осуществляется специализированными сервисам. В ряде случаев проверку можно осуществить в IT-подразделении учебного заведения.

Шаг VII. Направление статьи в журнал (издательство).

Чаще всего статью отправляют по электронной почте. Уточнить, как лучше отправить материал, можно на сайте издательства (журнала).

При этом желательно направлять письмо таким образом, чтобы получить подтверждение о получении статьи издательством (журналом).

В случае отсутствия обратной связи необходимо запросить подтверждение письменно либо позвонить ответственному сотруднику журнала (издательства) по номеру с официального сайта.

Написание научной статьи позволяет студенту (магистранту):

  • выработать навык написания подобного рода работ, незаменимый для последующей разработки значительных научных публикаций (курсовых работ, дипломов, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций);
  • научиться последовательно, грамотно и логично излагать свои мысли, формировать и доказывать правильность собственной точки зрения;
  • приобрести навык разрешения практических проблем в правоприменении, незаменимый для последующей работы в качестве юриста;
  • ознакомить профессиональное сообщество со своей концепцией и продемонстрировать готовность ее отстаивать;
  • начать формировать портфолио научных работ, которое позволит заявить о себе как о перспективном студенте, интересующемся вопросами правоприменения, способном письменно  излагать свои мысли и доказывать свои идеи, перспективном кандидате на высокие должности.

Студенческие вопросы