Приемы эффективного обучения

Приемы эффективного обучения

Лайфхаки от студентов

Во время учебы нужно запоминать много информации. Как это делать, какие техники использовать, как не отвлекаться на другие дела и поддерживать мотивацию к учебе, рассказали студенты московских вузов.

 

Вероника Репина

Про приемы и техники для запоминания больших объемов информации

Вероника Репина (юридический факультет ВГУЮ, 1 курс): Существуют разные каналы восприятия, при их совмещении информация усваивается гораздо быстрее. Для меня наиболее эффективно использование аудиального и визуального каналов, т.е. сначала я внимательно слушаю преподавателя, запись лекции и пр., записываю самые важные моменты и потом перечитываю их, а общий объем информации запоминается просто на слух. Но без интервального повторения изученный материал все равно постепенно начнет забываться.

Суть метода заключается в следующем: необходимо повторить всю информацию сразу после ее изучения, затем перед сном, на следующие сутки, через три дня и еще раз через неделю. Потом достаточно будет обновлять свои знания один раз в месяц. Благодаря этому методу информация запоминается в полном объеме на длительное время.

Никита Ерохин (экономический факультет Российского государственного университета правосудия, 3 курс): Секретных техник нет, все очень просто. Повторять необходимый материал до 17-18 часов в те дни, когда готовитесь к экзамену, и обязательно бегло прочитайте все перед сном. Это поможет подготовиться, и это намного лучше, чем сидеть до 2-3 часов ночи перед экзаменом и учить все в спешке, половину даже не понимая.

Станислава Семцива (юридический факультет Финансового университета при Правительстве РФ): Собеседование для стажировки, презентация, выступление с докладом или другое важное событие требуют запомнить огромное количество материалов, особенно это касается юристов, поэтому лучше еще в университете понять, какие приемы и техники подходят именно вам.

Лично мне при подготовке к экзаменам помогает тактика чередования: разделить подготовку на блоки, например, по 30 минут, и чередовать материал по одному предмету с тестами по другому. Для лучшей организации можно воспользоваться приложением Pomodoro, установив таймер на полчаса. Это позволит не отвлекаться и четко выполнять поставленную задачу.

Наш мозг лучше воспринимает целую картину, чем ее составные части. Поэтому при изучении какой-нибудь информации необходимо сначала прочитать ее полностью и только потом переходить к деталям.

Используйте метод желтого маркера. Выделяйте важную информацию в тетрадях, распечатках, книгах и методичках. В дальнейшем при подготовке гораздо проще пробежать взглядом по самому важному, чем пытаться экстренно повторить всё.

Чередуйте изучение и физическую активность. Зубрежка в четырех стенах не принесет результата. Необходимо чередовать запоминание материала с физической активностью, например, я днем занимаюсь, а вечером плаваю в бассейне.

Повторяйте материал 3 раза. Первый раз – через несколько минут после изучения, второй – спустя 3-4 часа и третий – на следующее утро. Такое повторение обеспечит практически гарантированное запоминание.

 

Никита Ерохин

Про борьбу с прокрастинацией

Вероника Репина (ВГУЮ): Лучший способ борьбы с прокрастинацией – это качественный отдых, как бы противоречиво это ни звучало. Если не выделять хотя бы один день в неделю для рекреации, то в определенный момент наступит апатия, а она и вызывает желание откладывать все важные дела: постоянно кажется, что сил больше нет. Но отдыхать тоже нужно уметь. Многие устраивают себе слишком много выходных в рабочей неделе, а это дезорганизует и ведет к потере концентрации.

Или, наоборот, во время заслуженного отдыха продолжают думать о том, как много придется сделать. Из-за этих навязчивых мыслей состояние утомления не пройдет, а вот желание прокрастинировать останется, ведь объем работы, которую необходимо сделать, будет пугать заранее. Здесь важно найти баланс и уметь его сохранять.

Никита Ерохин (РГУП): Бороться с ней мне помогает график, который я сам себе составляю. Нужно выстроить его так, чтобы дела равномерно были распределены по дням или по часам. И главное, что нужно, это обязательное время на отдых как физический, так и эмоциональный. У меня график – примерно 2 дня делать задания, после чего 1 день отдыха, но их можно менять местами в зависимости от ситуации.

Станислава Семцива (Финуниверситет при Правительстве РФ): Необходимо осознать, что вы просто избегаете того, что вам необходимо сделать. Иначе вы просто не сможете бороться с искушением работать как можно меньше, отвлекаясь на все подряд. Вот некоторые инструменты, которые помогают мне бороться с прокрастинацией.

  1. Перед тем как приступать к работе над большим проектом, разделите его на небольшие задачи и в первую очередь сделайте самые легкие из них. Например, если вам необходимо написать статью, вы можете сначала придумать для нее название и написать вступительную часть. Или вам поручили подготовить мультимедийную презентацию. Сначала обдумайте сюжет и структуру презентации и выберите технологию, которую вы будете использовать для ее создания.
  2. Найдите человека, который непоколебимо будет давать вам нагоняй каждый раз, когда вы откладываете дела в долгий ящик. Это может быть лучший друг или кто-то из родственников.
  3. Кто-то считает, что для того, чтобы сконцентрироваться на учебе, необходимо убрать подальше мобильный телефон и другие устройства, непрерывно отвлекающие вас. Лично мне этот совет не очень подходит, лучше телефон оставить, чтобы не пропустить важный звонок или сообщение. Попробуйте негромко включить любимую музыку, настройтесь на работу и приступайте.
  4. Начните планировать ваши задачи шаг за шагом. Каждый раз, приступая к задаче, составляйте план с поэтапным описанием выполнения. Также прописывайте все ваши дела на день, чтобы ничего не забыть. Тогда у вас не будет времени на прокрастинацию.

 

Станислава Семцива

Про мотивацию к учебе

Вероника Репина (ВГУЮ): Лучшей мотивацией для меня является успех других людей, которые чего-то добились. Я восхищена историями карьеры множества наших соотечественников и зарубежных деятелей. Одним из главных примеров, наверное, является Маргарет Тэтчер. Подобные люди показывают, что всё возможно, главное – прилагать усилия. А без качественного образования (которое, кстати, заключается не только в обучении в вузе, но и в самостоятельной подготовке) добиться успеха практически невозможно. Это позволяет оставаться на плаву и сохраняет интерес к учебе.

Но при подобном подходе одна из главных задач – не сравнивать с другими себя и свои достижения. У каждого собственный путь, иногда победы приходят позже, чем у остальных, и это нормально. Восхищаться и мотивироваться другими людьми – это здорово, это учит радоваться чужому успеху и помогает задать ориентир для улучшения собственных результатов. Но при этом, думаю, важно не потерять себя.

Никита Ерохин (РГУП): На плаву меня держит дорога до вуза и обратно, я стараюсь все закончить дома, чтобы в дороге просто отдыхать или повторять что-то важное, если забыл. Главная мотивация – будущее. Я стараюсь записать, запомнить или выучить то, что однажды мне пригодится, и в нужный момент использовать эти знания или использовать все, что знаю, чтобы самому создать этот момент и воспользоваться им.

Станислава Семцива (Финуниверситет при Правительстве РФ): Большинство учащихся, ориентированных на мастерство, желают преуспеть в будущем: построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Любопытно, что, преследуя такие цели, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина содействует личностному развитию, они говорят о мастерстве в связи с ней.

Важно находить мотивацию не только в учебе, но и во внеучебных активностях. Участие в конференциях, различных форумах, организация мероприятий и написание статей не только создают портфолио, но и показывают ваш уровень. Возможность видеть результат дает мотивацию работать усерднее и добиваться поставленных целей.

Студенческие вопросы