Как сдать сессию: взгляд преподавателя

Как сдать сессию: взгляд преподавателя

Онлайн-интервью с д.ю.н., профессором, завкафедрой банковского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Людмилой Георгиевной Ефимовой

Мы поговорили с д.ю.н., профессором, завкафедрой банковского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Людмилой Георгиевной Ефимовой о том, как справиться со стрессом, объять необъятное и эффективно подготовиться к экзаменам.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации  вы можете дать студентам, как им готовиться к экзаменам?

Ефимова Л.Г.: Методика подготовки к экзаменам непосредственно зависит от времени, которым вы располагаете для такой подготовки.

Могу сообщить опробованную методику для случая, когда у вас имеется три рабочих дня для подготовки. Вы должны подобрать учебник по тому предмету, который предстоит сдавать. Весь материал по соответствующей отрасли права, как правило, легко делится на общую и особенную части. Поэтому в первый день подготовки вы должны прочитать общую часть изучаемого предмета по учебнику. Второй день подготовки следует посвятить особенной части курса, который предстоит сдавать. Чтение материала следует осуществлять по темам курса. После каждой темы вы должны прочитать те нормативные правовые акты, на которые ссылается автор учебника, либо те, которые перечислены в программе курса.

Нормативные акты следует читать в актуальном состоянии. Для этого необходимо воспользоваться нормативными правовыми актами из доступной вам справочной правовой системы, например СПС КонсультантПлюс. Изучение нормативных правовых актов совершенно необходимо, поскольку ни один, даже самый современный учебник не может отразить всех изменений законодательства, которое совершенствуется очень быстро.

И, наконец, третий день следует посвятить повторению курса по экзаменационным вопросам, которые каждый из студентов может получить у закрепленного за группой преподавателя или на кафедре. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос, составить план ответа, хотя бы в уме, а затем попытаться вспомнить материал, который относится к экзаменационному вопросу, включая соответствующие нормативные правовые акты. Лучше кратко проговорить ответ на вопрос. Если вы что-то забыли, то можете восполнить забытый материал, открыв учебник или нормативный правовой акт в соответствующем месте.

Повторив таким образом материал курса по экзаменационным билетам, вы сможете сдать экзамен или экзаменационный зачет на следующий день, получив положительную оценку.

Если у вас только один день для подготовки к экзамену, то готовиться следует исключительно по экзаменационным вопросам.

КонсультантПлюс: Как студентам запомнить большой объем информации, на чем им акцентировать свое внимание, если до экзамена осталось мало времени?

Ефимова Л.Г.: Если накануне экзамена необходимо усвоить большой объем информации, вы должны сосредоточить свое внимание на главных, узловых проблемах, сознательно упуская частные вопросы. Вы должны запомнить, например, понятия и их определения, уяснить, в какую систему они входят, и, в свою очередь, из каких правовых явлений состоят сами. Совершенно необходимо знать, какими нормативными актами регулируются изучаемые общественные отношения и каковы основные правила этого регулирования. Иными словами, необходимо знать правовое положение субъектов права, правовой режим объектов права и правовую природу изучаемых правовых явлений.

Однако самое главное правило - надо регулярно посещать лекции и практические занятия. В этом случае вам не придется в сжатые сроки штурмовать огромной объем неизвестной информации.

КонсультантПлюс: Посоветуйте, как студентам снизить стресс перед экзаменами?

Ефимова Л.Г.: Стрессоустойчивость - индивидуальная особенность человеческого организма. Стрессоустойчивость является разной у всех людей. Поэтому, если вы очень боитесь экзамена, то вряд ли сможете полностью избавиться от волнения.

Лучше всего помогает правильный психологический настрой на экзамен. Примите к сведению, что преподаватель не ваш личный враг, а ваш друг. Ему нужно просто проверить качество ваших знаний. Он никогда не будет вас специально заваливать. Наоборот, многие преподаватели задают студентам наводящие вопросы, ответив на которые они смогут вспомнить забытый материал.

Абсолютно неправильно поступают те студенты, которые перед экзаменом принимают транквилизаторы. Они, конечно, способны снизить стресс, однако лишают остроты мышления и ухудшают мыслительные способности, что недопустимо, особенно перед экзаменом.

И, наконец, последний совет для тех, на кого не действуют мои рекомендации, и кто никак не может успокоиться и настроиться на экзамен. В этом случае я рекомендую идти сдавать экзамен или зачет в числе первых. В противном случае вы перенервничаете и сдадите хуже, чем могли бы.

КонсультантПлюс: Каких ошибок следует избегать студентам на экзамене?

Ефимова Л.Г.: Во-первых, при ответе на экзамене не следует лить воду. Необходимо сразу приступать к ответу на тот вопрос, который был задан. Лучше всего начать с законодательства, которое регулирует соответствующие общественные отношения, и с понятийных вопросов.

Во-вторых, следует избегать пространных отступлений от заданного вопроса. Если преподаватель посчитает нужным, он сам задаст вопрос по смежной проблеме. Однако вы вправе сообщить преподавателю, что готовы, при необходимости, ответить и на смежные вопросы.

Допустимо проиллюстрировать ответ примерами из судебной практики и сослаться на правовую литературу. В конце ответа необходимо сделать соответствующий вывод.

В-третьих, не следует списывать на экзамене. Лучше покажите способность свободно ориентироваться в предмете, если даже что-то забыли из специальных вопросов. Преподаватель это обязательно оценит. Обычно студенты списывают нормы права или учебник дословно, что, как правило, невозможно запомнить наизусть. Это всегда заметно. Поэтому преподаватель будет задавать вам вопросы по другим вопросам и нормам, регулирующим соответствующие общественные отношения, чтобы доказать, что ответ на вопрос был вами полностью списан. Обычно студенты, списавшие ответы и уверенно ответившие на вопросы экзаменационного билета, не в состоянии ничего сказать ни по одному из дополнительных вопросов.

В-четвертых, не следует полностью читать написанный во время подготовки текст, не отрывая от него взгляда ни на минуту. Такая картина наблюдается в тех случаях, когда ответ на вопрос не просто был списан студентом. Обычно это поведение означает, что ранее написанный текст ответа на вопрос, был передан экзаменующемуся студенту другими лицами. Рекомендуется отвечать на экзаменационный вопрос своими словами, лишь изредка подглядывая в текст, написанный вами в процессе подготовки к экзамену. Это всегда производит хорошее впечатление.

 

Студенческие вопросы

Сессия