Как сдать сессию: взгляд преподавателя

Как сдать сессию: взгляд преподавателя

Онлайн-интервью с к.ю.н., заслуженным юристом РФ, доцентом, деканом юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Виктором Алексеевичем Барановым

Знакомьтесь с четкой инструкцией по эффективной сдаче экзаменов в зимнюю сессию декана юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Виктора Алексеевича Баранова.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации  вы можете дать студентам, как им готовиться к экзаменам?

Баранов В.А.: Подготовка должна носить системный характер. Учитывая, что на экзамене разрешено пользоваться рабочей программой дисциплины, то и подготовку следует осуществлять в той последовательности, как темы и дидактические единицы раскрываются в этой рабочей программе. Это позволит на экзамене, получив программу, вспомнить, как раскрываемый вопрос взаимосвязан с предыдущими темами и какое значение имеет для последующих тем.

Также при подготовке в обязательном порядке необходимо использовать лекционный материал и материалы практических и семинарских занятий. Так как по многим отраслевым институтам в учебной и научной литературе высказываются разные точки зрения, то экзаменатор будет оценивать, как студент воспринял позицию научной школы, которой придерживаются в высшем учебном заведении. Также необходимо еще раз просмотреть постановления и определения Конституционного суда РФ, информационные письма и постановления пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.

При планировании подготовки к экзамену рекомендуется распределить темы и вопросы по степени сложности.  Начинать повторять материал лучше со сложных тем, так как не получится уделить одинаковый объем времени всем темам.

Чтобы вся информация была системно усвоена, необходимо в течение семестра вести конспекты на занятиях.  

КонсультантПлюс: Как студентам запомнить большой объем информации при подготовке к экзаменам?

Баранов В.А.: Чтобы запомнить большой объем информации, рекомендуется при подготовке к экзамену из конспектов и учебников делать выписки с определениями, признаками и классификациями в виде схем. Эти схемы хорошо зрительно запоминаются и легко вспоминаются при подготовке к ответу. Также можно воспользоваться двусторонними карточками. На одной стороне пишется термин или основание для классификации, а на оборотной стороне раскрываются эти понятия, их признаки, классификации объектов и т.д. Чем данный подход к подготовке лучше продаваемых "Шпаргалок к экзамену"? Карточки готовит сам студент, в результате чего запоминается больший объем информации, чем при простом чтении материала. Кроме этого, изучив издание "Шпаргалка к экзамену", студент запомнит только схему ответа, но не сможет полностью раскрыть тему, тем более не сможет ответить на дополнительные вопросы.

Хорошему запоминанию материала способствует правильное планирование времени для подготовки. У каждого человека свой биоритм. Например, если пик работоспособности приходится на первую половину дня, это время необходимо посвятить только подготовке, отложив все другие занятия. При этом следует учитывать свою работоспособность и время от времени отдыхать. Завершать подготовку надо не менее чем за 3 часа до сна, чтобы начать новый день с новыми силами и с хорошим настроением.

КонсультантПлюс: На чем студентам акцентировать свое внимание в период подготовки?

Баранов В.А.: На экзамене оценивается не только умение запоминать, но и умение анализировать, сравнивать и размышлять. Например, плохо, когда студент называет много сроков, но не может объяснить их значение, последствия нарушения предписаний, связанных с этими сроками, и т.д.

Должное внимание следует уделить аргументации, особенно если вопрос не имеет однозначного изложения в учебной литературе. Подчеркну, знание позиции научной школы того учебного заведения, где студент проходит обучение, просто необходимо. Представителей научных школ и их подходы можно при подготовке записывать в карточки.  

Также при ответе важно показать экзаменатору, что вы можете увязать свой вопрос с другими темами.

КонсультантПлюс: Посоветуйте, как студентам снизить стресс перед экзаменами?

Баранов В.А.: Желательно планировать свой день во время подготовки к экзаменам. Выделяйте время для прогулок на свежем воздухе, не злоупотребляйте крепким кофе. Напомню, заканчивать подготовку надо задолго до сна, а сон должен быть не менее 7 часов. Отдыхайте между занятиями, чередуйте занятия с физическими нагрузками. Нужно настроить себя на то, что вы все успеете, что все знать невозможно, что основные положения вы усвоили.  Учитывая личность экзаменатора, можно просить его задать дополнительные вопросы, в том числе по смежным темам (экзамен же сдается по всему курсу, а не по отдельному вопросу). Это поможет выделиться и повысить балл за экзамен, если студент в течение всего семестра активно работал на занятиях, показывал хорошие знания по предмету.

КонсультантПлюс: Каких ошибок следует избегать студентам на экзамене?

Баранов В.А.: Прежде всего, исключить любые виды шпаргалок. Часто преподаватель уже по поведению студента определяет его намерение воспользоваться запрещенными на экзамене подручными средствами. Если экзаменатор проводил семинарские и практические занятия в группе, то он и так прекрасно знает возможности каждого студента. Экзаменатор может простить мелкие погрешности при ответе. Но экзаменатор не простит попытку обмануть себя.

Не рекомендуется сразу отказываться от билета. Опыт показывает, что следующий билет бывает сложнее первого. Надо сесть и подумать. Даже если студент не подготовился к вопросам этого билета, но прилежно посещал занятия, он обязательно вспомнит основное содержание тем.  

Не рекомендуется хорошо подготовленным студентам оказывать помощь слабым студентам, так как оба могут быть удалены с экзамена по правилам вуза. При этом не имеет смысла спорить с экзаменатором по этому поводу. Как правило, решение удалить с экзамена принимается, когда намерения обоих студентов отчетливо ясны.

 

Студенческие вопросы

Сессия