Обучение в аспирантуре – процесс трудоемкий

Обучение в аспирантуре – процесс трудоемкий

Онлайн-интервью с аспирантом РГУП Деви Гивиевичем Калатози

Завершаем серию интервью, посвященных аспирантуре. На этот раз мы узнали о целях аспирантуры, о том, чем занимаются аспиранты, какие перед ними открываются возможности, и о многом другом у Калатози Деви Гивиевича, аспиранта 2 года очной формы обучения по специальности "Финансовое право, налоговое право, бюджетное право" Российского государственного университета правосудия.

КонсультантПлюс: Что такое аспирантура в целом? В чем ее отличие от обучения в вузе, каковы ее цели?

Д.Г. Калатози: Аспирантура отнесена к третьему (последнему) уровню высшего профессионального образования (с 1 сентября 2013 г. - со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), в рамках которого осуществляется подготовка кадров высшей квалификации, что подчеркивает ее особый статус и значимую социальную роль.

В общих чертах можно отметить, что процесс обучения в аспирантуре включает в себя изучение как ряда философско-психологических, так и отдельных дисциплин по конкретной специальности, а также иностранного языка. Предусмотрена сдача зачетов и трех кандидатских экзаменов (история и философия науки, иностранный язык, специальная дисциплина). Два раза в год проводится промежуточная аттестация, которая подразумевает подведение итогов учебной работы (сессии) и отчет по научной работе. Принципиально важное значение имеет последовательное (поэтапное) и полноценное самостоятельное выполнение диссертационного исследования. Кроме того, программа обучения в аспирантуре предполагает прохождение педагогической и научно-исследовательской практики.

Необходимо отметить, что подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по очной или заочной форме (как на договорной (платной), так и на бюджетной основе), в зависимости от этого различаются и стандартные сроки обучения: в первом случае - 3 года, а во втором - 4 года.

Государственная итоговая аттестация проводится соответственно на 3-м либо 4-м году обучения и включает сдачу государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать:

- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в частности, в междисциплинарных областях;

- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования (междисциплинарные) на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.

Это определяет более высокие и серьезные требования к содержанию и результатам обучения в аспирантуре по сравнению с освоением студентами образовательных программ в рамках бакалавриата, магистратуры и специалитета. Вместе с тем научно-образовательная атмосфера на факультете подготовки кадров высшей квалификации не менее позитивна и дружелюбна.

Таким образом, обучение в аспирантуре преимущественно состоит из двух основных элементов:

- учебной работы (посещение лекционных и семинарский занятий);

- научной работы (в частности, выбор, рассмотрение и утверждение темы диссертации, осуществление теоретического исследования и представление отчета аспиранта на кафедре (в отделе)).

Ключевыми результатами подготовки аспирантов (соискателей, экстернов) являются получение диплома государственного образца, дающего право преподавать в высших учебных заведениях, а также успешная защита диссертационной работы с присвоением ученой степени кандидата юридических наук.

КонсультантПлюс: Чем занимаются аспиранты, какие у них обязанности? Должны ли аспиранты преподавать в обязательном порядке?

Д.Г. Калатози: Обучение аспирантов, прежде всего, предполагает соблюдение ими действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования, локальных актов университета (в частности, устава и трудового распорядка), учебных планов (в том числе индивидуальных). В них предусмотрены следующие обязанности аспирантов: посещение лекционных и семинарских занятий, а также заседаний кафедры (отдела), самостоятельное выполнение научно-исследовательской работы при тесном взаимодействии с научным руководителем, написание научных статей, апробация основных результатов теоретического исследования на научно-практических конференциях и круглых столах как всероссийского, так и международного уровня, активное участие в жизни высшего учебного заведения. Кроме того, в круг обязанностей претендентов на получение ученой степени входит прохождение педагогической практики.

Следует отметить, что сочетание педагогической деятельности с научно-исследовательской работой способствует более глубокому пониманию аспирантами проблем и содержания изучаемой специальности.

За ненадлежащее и несвоевременное исполнение указанных обязанностей обучающиеся могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до отчисления.

КонсультантПлюс: Могут ли аспиранты совмещать обучение с работой?

Д.Г. Калатози: Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе трудовое, не содержит каких-либо запретов, связанных с осуществлением аспирантами трудовой деятельности. Тем не менее, учитывая необходимость активного и полноценного участия в образовательной, педагогической и научной жизни высшего учебного заведения реальная возможность совмещать работу с аспирантурой имеется у аспирантов заочной формы обучения, экстернов и соискателей.

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

Д.Г. Калатози: Обучающимися на факультете подготовки кадров высшей квалификации являются аспиранты и лица, зачисляемые в университет в качестве экстернов для прохождения промежуточной аттестации. Кроме того, к контингенту аспирантуры также относятся лица, прикрепляемые для представления диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров.

Иными словами, соискатель не проходит курс обучения в аспирантуре, не участвует в научной и педагогической работе кафедры (отдела), а занимается только лишь написанием диссертационного исследования. В этом и заключается основное отличие соискательства от аспирантуры.

Обязательным требованием к соискателю ученой степени кандидата юридических наук при его прикреплении к учебному или научному заведению является наличие высшего образования, подтвержденное дипломом специалиста или магистра (сдача вступительных экзаменов не обязательна) (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 "О порядке присуждения ученых степеней", Приказ Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. № 248 "О порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (зарегистрирован в Минюсте России 08 мая 2014 г. № 32200)).

КонсультантПлюс: Пользуются ли аспиранты в своей работе справочной правовой системой КонсультантПлюс?

Д.Г. Калатози: Безусловно, КонсультантПлюс является известной и надежной справочной правовой системой, возможностями которой активно пользуются как обучающиеся в аспирантуре, так и преподаватели.

КонсультантПлюс: Что дает аспирантура молодому специалисту? Какие открывает возможности?

Д.Г. Калатози: Добросовестное и благополучное освоение программы обучения в аспирантуре позволяет молодому специалисту:

1) овладеть методологией и культурой научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий;

2) корректно осуществлять преподавательскую деятельность по образовательным программам высшего образования;

3) планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

Таким образом, подготовка кадров в рамках аспирантуры преимущественно направлена на формование у обучающихся целостного научного мировоззрения и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой?

Д.Г. Калатози: Как говорится, "чтобы видеть дальше других, нужно стоять на плечах гигантов". В данном случае имеются в виду выдающиеся ученые, правоведы, состоятельность научных открытий которых доказана временем и практикой. Процесс такого восхождения трудоемкий и длительный. Поэтому, прежде всего, важно определиться с внутренней мотивацией и быть готовым к научной работе. И помните, памятники науки существуют вечно.

 

Студенческие вопросы

Аспирантура