Адвокат должен уметь импровизировать и любить джаз

Адвокат должен уметь импровизировать и любить джаз

Онлайн-интервью с адвокатом, членом Совета Адвокатской палаты г. Москвы Львом Николаевичем Бардиным

Об изменениях, произошедших в правилах сдачи экзамена на статус адвоката, и о том, каким сегодня должен быть адвокат, рассказал с большой любовью к своей профессии практикующий адвокат, выпускник юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент, член Совета Адвокатской палаты Москвы, член Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов, доцент кафедры судебной власти факультета права НИУ ВШЭ Лев Николаевич Бардин.

КонсультантПлюс: С сентября 2016 г. введены новые правила сдачи экзамена на статус адвоката. Как вы считаете, зачем потребовались эти изменения? Чем это было обусловлено?

Лев Николаевич Бардин: Изменения были необходимы. Раньше было много вопросов из теории в ущерб практике. Вопросы переработали, чтобы приблизить их к специфике адвокатской деятельности.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, что кардинально изменилось в правилах: насколько они усложнились или, напротив, стали легче? Что ожидать претендентам на экзамене?

Л.Н. Бардин: Поскольку статус адвоката в России един для всех регионов, необходимы и единые критерии оценки знаний претендентов на статус адвоката. Это и было достаточно успешно сделано Федеральной палатой адвокатов. Иными словами, процедура стала более четкой. Теперь во всех регионах единая система: сначала компьютерное тестирование, потом (для успешно прошедших тестирование) устный экзамен.

Я наделен Советом Адвокатской палаты Москвы полномочиями проводить у претендентов именно тестирование. На этом этапе экзамен выглядит так (рассказываю, как это проходит в Москве): в аудитории за ноутбуки садится группа из 12 человек. Каждому выдается одноразовый пароль для доступа к тестам. Перед началом тестирования рассказываем претендентам, как проходит тестирование, а также как будет проходить устный экзамен для успешно прошедших тестирование. Успешным считается результат тестирования, когда претендент ответил правильно не менее чем на 50 вопросов из 70. На тестирование отводится 1 час. Тесты состоят из вопросов по закону об адвокатской деятельности, кодексу профессиональной этики адвоката, участию адвоката в судопроизводстве, а также несколько вопросов по истории адвокатуры. На каждый вопрос необходимо дать один или несколько правильных ответов (прошу обратить внимание на надпись мелким шрифтом: выберите один или несколько правильных ответов). Обращаю внимание претендентов на необходимость внимательнее читать вопросы, не торопиться с выбором вариантов ответов. Одного часа вполне достаточно для успешной сдачи тестов без спешки. Тем более, что программа предусматривает возможность пропустить вопрос, на который не сразу нашелся ответ (бывает - "клинит"). Тогда пропущенный вопрос задается снова. Успешно прошедшие тестирование получают направление на второй этап - устный экзамен, который проходит в Сокольниках через несколько дней после тестирования.

Устный экзамен принимает Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Москвы, состоящая из 13 человек. Выбираете билет, состоящий из четырех вопросов по различным отраслям права. На столах в свободном доступе кодексы и прочие нормативные акты. Времени на подготовку - больше часа. Можно все найти и выписать. Но во время ответа записи настоятельно рекомендую отложить в сторону. Комиссия оценивает не способности читать, а аналитические навыки, способность рассуждать и т.п. И перед комиссией не стоит задача "завалить". Обстановка доброжелательная. Такая же, как во время тестирования.

КонсультантПлюс: Кого могут или не могут допустить к сдаче экзамена на статус адвоката? Какие критерии предъявляются к претендентам? Могут ли выпускники юридических факультетов, решившие стать адвокатами, пробовать сдать данный экзамен?

Л.Н. Бардин: Всё достаточно четко описано в статьях 9-11 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Трудно что-то добавить.

КонсультантПлюс: Насколько важно сегодня получить статус адвоката? Можно ли работать адвокатом без официального статуса? Что дает адвокату получение этого статуса?

Л.Н. Бардин: Как сказано в статье 2 Федерального закона об адвокатской деятельности, адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. И этим он отличается от госслужащего и юриста по трудовому договору. Конечно, юрист по трудовому договору имеет целый ряд гарантий, предусмотренных трудовым законодательством: гарантированная заработная плата, отпуск, выходные, режим труда и отдыха. Но эти гарантии сочетаются с зависимостью от руководителей. Адвокат, как известно, в трудовых отношениях не состоит, предусмотренные трудовым кодексом гарантии на него не распространяются. Зато адвокат сам выбирает режим труда и отдыха. Кому-то больше нравится первое, кому-то - второе. Но при выборе нельзя не учитывать, что, например, в России разработан проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Рано или поздно Концепция будет принята. И тогда правом на оказание профессиональной юридической помощи будут обладать только лица, имеющие статус адвоката. Если, конечно, не идти на госслужбу или в юридические подразделения организаций. Сейчас, не имея статуса адвоката, нельзя быть защитником по уголовному делу. Концепция всё существенно изменит.

КонсультантПлюс: Расскажите немного о вашем опыте работы адвокатом. Как давно вы занимаетесь адвокатской деятельностью? Как пришли в эту профессию? С чего все началось? В какой отрасли права ведете дела? Сколько на вашем счету дел? Сколько из них вы считаете успешными? 

Л.Н. Бардин: Имея опыт и госслужбы, и юридической работы в различных организациях, и преподавания, и научной деятельности, я всегда ощущал потребность иметь свободу выбора, мнения, поведения и т.д. Наверное, это лучше виделось со стороны. Иначе как объяснить, что еще в 70-е годы прошлого века несколько известных адвокатов - друзей моего учителя профессора Добровольского Аркадия Александровича - говорили мне, что я все равно приду в адвокатуру. И в 90-е годы это состоялось! И с тех пор я нисколько не пожалел о своем выборе. Тем более, что имею уникальную возможность делиться своим адвокатским опытом со студентами юридических вузов. Из прошлых юрисконсультских лет в моей адвокатской практике появились и не прекращаются дела, связанные с правовыми вопросами добычи и переработки минеральных ресурсов. Когда-то я заинтересовался проблемами осуществления и защиты наследственных прав (даже появился "кирпич" отставленной в связи с распадом Союза докторской диссертации). И этот интерес не исчез, а практика нередко дает прямо-таки удивительные результаты. Среди моих дел - корпоративные отношения и, например, строительство. А несколько последних лет я все больше занимаюсь теорией и практикой альтернативного урегулирования споров, а также минимизацией рисков и предотвращением конфликтов. Занимаюсь также информационными аспектами адвокатской деятельности. Как можно заметить, среди моих интересов нет уголовного права. За десятилетия практики дел было много. Думаю, что фиксация количества не стоит того, чтобы на это тратить такую драгоценную вещь, как время.

КонсультантПлюс: Опишите, пожалуйста, один день из вашей адвокатской практики.

Л.Н. Бардин: Например, сегодня с утра готовился к судебному заседанию. Нужно заранее приехать в суд и еще раз обговорить с доверителем наши совместные действия в процессе. С 12:00 до 15:00 - судебное заседание, с 15:00 до 15:30 краткий "разбор полета" с доверителем, обсуждение хода и результата сегодняшнего заседания, совместное планирование того, что каждому из нас нужно сделать до следующего заседания. Еще нужно выяснить, когда будет готов для ознакомления сегодняшний протокол судебного заседания. Увы, сегодня выяснить не удалось. Буду выяснять завтра. В 17:00 - добрался домой и пообедал. Получил из Органа опеки и попечительства Акт обследования жилищных условий. Прочитал. Переслал доверителю со своими комментариями. Потом шесть звонков доверителя, выполнение его поручения, отправка доверителю трех писем. Нашел нотариуса, готового срочно выполнить конкретную работу по обеспечению доказательств. Сообщил доверителю. Проконтролировал, что доверитель с нотариусом согласовал время визита. Проконсультировал по телефону трех других клиентов. Время - 20:40. Приступил к ответам на вопросы интервью "Профессия - адвокат". Сегодня нужно ответить и отправить. А еще перед сном нужно посмотреть почту. Можно сказать, обычный день.

КонсультантПлюс: Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать адвокат, чтобы стать успешным? Что для вас означает "успешный адвокат"? Не кажется ли вам, что сегодня статус успешности адвоката приобрел двоякий смысл?

Л.Н. Бардин: Как говорят, есть успешные и "успешные". Кто-то себя любимого называет успешным. Кто-то не возражает, когда его называют в интервью "выдающимся адвокатом современности". А кто-то не мудрствуя лукаво на своем сайте заявляет, что, например, 90% уголовных дел он выиграл. Тоже своего рода "успех". Хотя, честно говоря, верится с трудом. Коллеги, знающие судебную статистику, обычно при объявлении таких процентов хмыкают. С учетом того, что оправдательных приговоров не наберется и 1%. Успешность может, например, подтверждаться востребованностью, очередью желающих воспользоваться помощью такого адвоката. Но можно об успешности говорить и при помощи таких упрямых вещей, как цифры. Например, чем не успешность, когда одна моя коллега в течение одного года добилась пяти оправдательных приговоров в суде присяжных! Рамки интервью не позволяют продолжить обсуждение этого многопланового вопроса. Обязательно продолжу в другой раз.

КонсультантПлюс: В чем, по вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки профессии адвоката? Насколько эта профессия опасна и психологически трудна? Позволяете ли вы себе эмоционально вовлекаться в дело? 

Л.Н. Бардин: Одно из самых больших достоинств - независимость. "Это сладкое слово - свобода". Из независимости вытекает много всего интересного. И недостатков хватает. Много сказано и написано по поводу государственных гарантий адвокатской деятельности. Однако, к сожалению, гарантии эти - всего лишь декларации, никого ни к чему не обязывающие. Опасностей хватает. Эмоциональная вовлеченность, сопереживание - нормальные человеческие качества. Но если это изо дня в день - могут быть проблемы со здоровьем. Адвокат не может быть циником, но иметь на сердце некую "профессиональную мозоль" - очевидная защитная реакция организма, работающего на износ. Необходим разумный баланс.

КонсультантПлюс: Как вы находите клиентов и выстраиваете с ними отношения? Какой клиент для вас был бы идеальным, встречали ли вы таких на своем пути? Сталкивались ли вы в своей практике с какими-то трудностями в общении с клиентами? Как вы обычно улаживаете конфликты? Бывали ли случаи, когда клиент не оплачивал ваши услуги?

Л.Н. Бардин: На эти вопросы можно отвечать бесконечно. К адвокатам очень подходит выражение: половину жизни работаешь на имя, вторую половину жизни имя работает на тебя. Изредка бывают клиенты, которых с известной долей условности можно назвать идеальными. Каждый человек уникален, не менее уникально каждое дело, которым занимается адвокат. Терпение, учет психологических особенностей, а также неукоснительное соблюдение правила, что нельзя браться за дело при полном отсутствии правовой позиции, позволяют выстроить нормальные отношения с большинством клиентов. Лучше мудро предотвращать конфликты, чем умно конфликты улаживать. Иногда интуитивно по целому ряду признаков понимаешь, что с этим человеком лучше не связываться и за его дело не браться. А что касается получивших помощь и не заплативших, я все более серьезно задумываюсь над таким интересным совпадением что ли: незаплативший клиент рано или поздно получает наказание от кого-то или чего-то другого.

КонсультантПлюс: Обязан ли адвокат сообщить клиенту, что его дело бесперспективно. Существует ли некий адвокатский кодекс этики, который регламентирует подобные случаи?

Л.Н. Бардин: Здесь лучше было бы говорить об отсутствии в деле клиента правовой позиции. Наш кодекс профессиональной этики говорит, что "адвокат принимает поручение на ведение дела и в том случае, когда у него имеются сомнения юридического характера, не исключающие возможность разумно и добросовестно его поддерживать и отстаивать". Каждый понимает эту норму кодекса по-разному. Я, повторюсь, предпочитаю каждый раз взвешивать перспективы дела с точки зрения наличия или отсутствия правовой позиции. Бывает, что первоначально позиция не видна. В том числе и потому, что клиент не придал значения имеющемуся у него документу. Каждый раз нужно разбираться. И в результате тщательной проверки при "промывке породы" обнаружится золотой песок, а то и самородок.

КонсультантПлюс: Поделитесь, пожалуйста, интересным случаем из вашей практики, за который вы испытываете особую гордость?

Л.Н. Бардин: Затрудняюсь выбрать. Добившись лучшего для клиента результата, каждый раз испытываешь гордость. Например, в одном деле я добился призвания к наследству наследника шестой очереди. А перед этим было установление в судебном порядке факта родственных отношений. Пришлось буквально по крупицам собирать документы из других государств, фотографии и прочие свидетельства. В другом деле разводящиеся и делящие имущество супруги в суде прошли через такие испытания, что мне удалось убедить и моего клиента, в пользу которого состоялось судебное решение, и его супругу примириться. И они "склеили" разбитый сосуд. Живут вместе до сих пор.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, обязан ли юрист и адвокат в частности уметь работать со справочными правовыми системами и почему? Используете ли вы в своей работе систему КонсультантПлюс?  

Л.Н. Бардин: От адвоката, заявляющего, что он не пользуется справочными правовыми системами, клиенты должны бежать куда подальше. Это аксиома. Имею возможность сравнивать разные справочные правовые системы. Со всей ответственностью заявляю, КонсультантПлюс -лучшая для меня система. Но не останавливайтесь на достигнутом. Конкуренты не дремлют.

КонсультантПлюс: Что бы вы могли посоветовать нашим читателям - студентам юридических факультетов, интересующимся профессией адвоката: чему им уделять особое внимание в период обучения, какие книги по профессии читать, на кого ориентироваться, к чему быть готовыми и как построить успешную карьеру? 

Л.Н. Бардин: 1. Серьезно изучать нравственные основы человеческих отношений и профессиональную этику. Безнравственный выпускник юридического вуза - своего рода "источник повышенной опасности".

2. Серьезно работать над устной и письменной речью. Сделать настольной книгой учебник сценической речи для студентов театральных вузов.

3. Выбрать для себя специализацию. Не верю юристу-универсалу.

4. Всегда помнить, что при самых замечательных преподавателях обязательно самообразование. А адвокат обречен в самом хорошем смысле этого слова учиться всю свою сознательную жизнь.

5. Как "Отче Наш" вызубрить и довести до автоматизма знание теории права.

6. Стараться посещать конференции и прочие адвокатские мероприятия, а также ходить на открытые судебные заседания, чтобы слушать, как выступают адвокаты. 

7. Не замыкаться в профессии, стремиться к тому, чтобы стать разносторонне развитой личностью. Примитивному узколобому профессионалу не место в элитарном клубе адвокатов.

8. Любите джаз! Импровизация как обязательная составляющая джаза невозможна без знания основ. То же самое с адвокатской деятельностью. Будьте готовы к импровизациям, но на основе глубоких теоретических и практических знаний.


Документ по теме:

 

Профессия адвокат