Все за и против: эксперты о реформе российского правового образования

Все за и против: эксперты о реформе российского правового образования

Своим мнением поделились эксперты из ФинУ, РГУП и РАНХиГС

Юридическое образование по-прежнему остается одним из самых востребованных на рынке труда. В каком состоянии находится юридическое образование, какие проблемы проявились, что требуется для повышения его качества и чего не хватает нынешним выпускникам юридических факультетов, мы узнали у экспертов из ФинУ, РГУП и РАНХиГС.

КонсультантПлюс: Юридическое образование за последние годы кардинально изменилось. Внедрена болонская система, проведено слияние вузов. По результатам проверок многие вузы потеряли аккредитацию. Как вы можете охарактеризовать современное юридическое образование? Решена ли проблема качества образования?

Н.А. Марокко, к.ю.н., доцент, декан факультета подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения Российского государственного университета правосудия

Следует отметить, что реформа юридического образования еще не завершена. В декабре 2016 г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт "Юриспруденция (уровень бакалавр)" поколения 3 плюс. Новым направлением образовательной деятельности по подготовке юридических кадров станет судебная и прокурорская деятельность. Этот федеральный государственный образовательный стандарт принят тоже в декабре 2016 г. Юридическое образование постоянно развивается. Представляется оправданным переход от образования академической направленности к практикоориентированному обучению, повышение роли работодателя в процессе контроля над качеством знаний выпускников. Позитивной тенденцией в юридическом образовании является то, что оба новых стандарта предоставляют образовательным учреждениям больше самостоятельности при определении содержания учебных планов по согласованию с работодателями. Особую роль при определении содержания образовательных программ отводится юридическому сообществу в лице Ассоциации юристов России и УМО по юриспруденции.

Комарицкий Сергей Иванович, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС

Само по себе реформирование системы образования не вызывает какого-либо негативного отношения. Стремительно развиваются технологии, вместе с ними растет востребованность людей, являющихся носителями как знаний предыдущих поколений, так и знаний, появляющихся буквально на глазах. Неизбежно приходится улучшать процесс приобретения таких знаний. Причем, этот процесс должен носить не только характер аккумулирующий, т.е. впитывания наработок человечества за предыдущий период. Важно также умение эти знания употребить с пользой для себя и для общества. 

Но вызывает удивление, что образование в высшей школе совершенствуется на основе именно болонской системы. А что же наша, российская? Неужели она была настолько некачественна, что ее следовало просто позабыть?

Я умышленно акцентирую ваше внимание на слове "российская", поскольку зачастую в обиходе хвалят преимущественно советскую школу, упуская то обстоятельство, что, например, в сфере юриспруденции, и прежде всего цивилистики, российская традиционная школа достигла серьезных успехов. Не случайно сейчас интерес к работам известных ученых-юристов дореволюционного периода носит взрывной характер.

Поэтому негативной стороной реформы я склонен считать то, что она призвана не совершенствовать прежние наработки, а существенно пересмотреть (если не сломать) систему и создать нечто совершенно новое.

Виктор Алексеевич Баранов, к.ю.н., доцент, заслуженный юрист РФ, декан юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ

Процесс интеграции нашего образования в единую европейскую систему образования носит неоднозначный и противоречивый характер. Наше государство присоединилось к Болонскому процессу в 2003 г., и это легло в основу реформирования всего образования в целом и юридического, в частности. Проводимая реформа направлена на то, чтобы придать образованию наднациональный характер, что предусматривает реформирование и модернизацию внутригосударственных образовательных систем посредством их унификации. Позитивные положения заключаются в том, что студенты могут участвовать в программах двойного диплома или включенного образования в ведущих учебных заведениях других стран. Переход на зачетные единицы и рейтинговую систему сделали оценку компетенций, полученных студентами, понятной для зарубежных вузов, что позволяет нашим студентам поступать в магистратуру или на иные уровни, виды и формы обучения в учебные заведения других стран. Это также предполагает, что определенные дисциплины, пройденные в российском вузе, могут быть зачтены вузами других стран. И, наоборот, дисциплины, которые изучает российский студент в вузах других стран, должны соответствовать дисциплинам в российском вузе, чтобы можно было зачесть результаты обучения за границей. Это придает учебному процессу международную мобильность и способствует получению знаний, которые пригодятся при работе в транснациональных компаниях. В результате реформы сократилась аудиторная нагрузка студентов. Что касается лекционных занятий, то в определенной мере это оправданно, так как сейчас в высшие учебные заведения поступают абитуриенты, которые практически живут в интернете. В интернете можно найти не только хорошие электронные учебники, но и видеолекции профессорско-преподавательского состава ведущих вузов страны, монографии, научные статьи. Поэтому пересказывать то, что можно прочитать самому или увидеть и прослушать, нет необходимости. На лекциях некоторые студенты задают вопросы сравнительного характера, чтобы оперативно узнать позицию по отношению к представителям другой научной школы. Исходя из этого лекции должны носить проблемный, сравнительный характер. В то же время нельзя согласиться с сокращением аудиторной нагрузки за счет семинарских и практических занятий, так как именно на них формируются умения, навыки и уточняются знания. Что касается сокращения вузов, если это связано с кадровым составом и методическим обеспечением, то такой подход можно признать позитивным. Качество подготовки выпускников страдает, если в высшем учебном заведении небольшой состав штатных преподавателей и преобладают совместители. В этом случае нельзя говорить о наличии в таком вузе научной школы. На качество образования влияет отсутствие стабильности в содержании образовательного стандарта. Долгий период времени работали по стандарту с различными плюсами. До 2016 г. не определялись дисциплины базовый части программы бакалавриата, что не способствовало единому концептуальному подходу в подготовке юристов.

КонсультантПлюс: Какие основные проблемы, по вашему мнению, существуют в юридическом образовании?

Н.А. Марокко: С моей точки зрения, реформирование образования привело к излишней бюрократизации образовательной деятельности. Значительно увеличился объем различного рода отчетов, документов о предоставлении разнообразных сведений, усложнились требования к методическому обеспечению учебного процесса и др. Большой объем различного рода документации, сопровождающей учебный процесс, зачастую снижает активность профессорско-преподавательского состава в сфере их основной деятельности.

С.И. Комарицкий: Проблем масса, и не думаю, что все они бесследно исчезнут в ближайшее время, но в наших силах их решить, иначе зачем работать?

Как ни крути, к каким системам образования не прибегай, но всегда центральным вопросом и центральной проблемой останется качество преподавания. А качество преподавания напрямую определяется фигурой преподавателя, его личностью. Вы никогда не задавались вопросом, откуда приходят в преподавание в высшую школу люди?

По скромному опыту нашей кафедры можно отметить, что преподаватели - это: а) недавние наши же студенты, которые успешно защитили диссертации и остались работать в своем вузе; б) люди более старшего возраста, которые по разным обстоятельствам полностью перешли на преподавание и совмещают работу в нескольких вузах; б) юристы, работающие в каких-либо компаниях и совмещающие основную деятельность с преподаванием.

Характерным является то обстоятельство, что практически все преподаватели трудятся не только в нашем вузе, но и еще где-либо, и это является второй существенной проблемой.

С другой стороны, тот факт, что преподаватели работают и постоянно занимаются решением вопросов юридической практики, не может не расцениваться как явный плюс, поскольку практическая работа - огромное подспорье в преподавательской деятельности, дающая возможность активно вводить в процесс преподавания анализ живых правовых ситуаций, встречающихся в жизни.

Явным недостатком реформирования системы преподавания, которая ввела двухступенчатый порядок получения высшего образования в виде цепочки бакалавр-магистр, является то, что она допускает возможность обучения в магистратуре лиц, не имеющих базового образования. То есть это та ситуация, когда вчерашний бакалавр-неюрист поступает в юридическую магистратуру. Тут и говорить не о чем. Магистратура должна бы отточить ранее полученные базовые знания, а этих базовых знаний нет!

В.А. Баранов: Что касается проблем юридического образования, то я бы начал с общей проблемы для всего образования. Она заключается в том, что вводятся профессиональные стандарты, и Минтруда разработал законопроект об оценке профессиональной квалификации работника на соответствие профстандартам. Правом на проведение указанной оценки предполагается наделить центры оценки квалификации. В этой связи не ясна роль диплома, выдаваемого вузами выпускникам, а в проекте закона ничего не сказано о лицах (имею в виду выпускников), чья квалификация не подлежит оценке. Хотелось бы также, чтобы Минобразования совместно с профессиональным сообществом определило базовую часть программы бакалавриата. У юристов независимо от специализации должна быть общая фундаментальная база знаний. Тогда не будет в правоприменительной практике путаницы при определении характера спорного правоотношения и выборе подлежащей применению нормы материального права. А в науке и в учебном процессе не будет надуманных правовых институтов и учебных курсов, которые с претензией на новизну фактически вносят путаницу в знания студентов, а в законодательстве приводят к нестабильности.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, чего не хватает выпускникам юридических факультетов и что нужно предпринять, чтобы уровень образования молодых специалистов повысился?

Н.А. Марокко: С моей точки зрения, выпускникам юридических вузов не хватает, прежде всего, профессиональной целеустремленности. Высшее образование стало гораздо более доступным, чем было до введения ЕГЭ, и зачастую получать образование приходят не очень мотивированные абитуриенты. Задача вуза в данной ситуации - это, конечно, повышать мотивацию, находить баланс между теорией и практикой, делать занятия более интересными, привлекать к учебному процессу практикующих юристов. Конечно, юридическое образование должно быть прогрессивным, развиваться и модернизироваться с учетом потребностей рынка труда.

С.И. Комарицкий: Если говорить о студентах дневного обучения, то, как мне представляется, нужно кардинально пересмотреть вопросы, связанные с практикой студентов. Не нужно ее разбивать на преддипломную, производственную, педагогическую, учебную. А нужно их все объединить в одну - производственную - и проводить не месяц, а примерно полгода. Подготовка итоговой работы должна идти с погружением в реальную юридическую практику - такой опыт может оказаться бесценным.  

В.А. Баранов: Студентам не хватает хороших теоретических знаний. К сожалению, это связано с тенденцией получать информацию из интернета без попытки ее осмысления. Преобладающей позицией студентов является нежелание учить теоретический материал, да и нормативный тоже. В итоге цитируется непроверенная информация или неправильно понимается действительный смысл правового предписания или учебного материала. Студенты горят желанием как можно раньше приступить к практической деятельности. Это приводит к пропускам занятий и к пробелам в знаниях. Но они считают, что получают хороший практический опыт. Но, не имея необходимой базы знаний, они не всегда могут оценить законность правоприменительной практики и тиражируют ошибки, встают на путь ремесла. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что соответствие образовательных стандартов и учебных планов профессиональным стандартам сделает выпускников востребованными на рынке труда. 

 

Юридическое образование