Ловушка для российского образования

Ловушка для российского образования

Взгляд на ситуацию в интервью с заместителем директора юридического института РУДН Русланом Дмитриевичем Гребневым

О том, что сегодня происходит в российской системе высшего образования, что теряют отечественные вузы в погоне за местами в мировых рейтингах и как можно избежать опасной ловушки рассказал редакции сайта "КонсультантПлюс - студенту и преподавателю" заместитель директора юридического института РУДН Руслан Дмитриевич Гребнев.

Гребнев Руслан ДмитриевичКонсультантПлюс: В настоящее время в российской системе образования наблюдается повальное увлечение мировыми рейтингами университетов. С чего оно началось?

Гребнев Р.Д.: Полтора года назад Россия ответила на провокацию зарубежных рейтинговых компаний, определявших в своих отчетах российским вузам откровенно заниженное место. С этого момента началась всероссийская гонка высших учебных заведений по выполнению количественных показателей, которые учитываются в зарубежных методиках оценки университетов. К сожалению, российские вузы ошибочно восприняли место в мировых рейтингах как самоцель, в то время как такие рейтинги по сути лишь инструменты диагностики учебных заведений.

КонсультантПлюс: Как развивается ситуация?

Гребнев Р.Д. То, как развивается ситуация, позволяет предположить, что российская система образования может попасть в ловушку. Например, Правительство РФ поддержало начатую гонку дополнительными бонусами вузам при наборе иностранных студентов. Но так ли это выгодно, как кажется?

КонсультантПлюс: В чем подвох?

Гребнев Р.Д. России навязана дорогостоящая, изматывающая борьба за место в мировых рейтингах вузов по чужим правилам. Я уже встречался с подобной стратегией дестабилизации порядка со стороны иностранных организаций, конкурирующих с российскими. Я входил когда-то в состав национальной команды по дзюдо и на себе остро ощущал последствия слепого заимствования японских методик подготовки дзюдоистов. Спортивные чиновники не смогли понять, что японцы передавали заведомо вредные методики тренировок. В результате наши дзюдоисты теряли здоровье и не показывали высших спортивных результатов вплоть до олимпиады в Лондоне.

КонсультантПлюс: А что теряют вузы в гонке за рейтингом?

Гребнев Р.Д. В борьбе за статистику мы теряем ценные человеческие кадры. Людей сокращают, меняя соотношение количественных показателей работы преподавательского состава к его численности. Вообще, за профессорско-преподавательский состав мне больше всего обидно в сложившейся ситуации. Вся работа возложена на них, с них уже требуют определенные результаты, но никто их не обучил работе по правилам зарубежных рейтинговых компаний. Им пока никто не объяснил, что в различной научной лингвокультурной среде одни и те же понятия означают разные вещи.

КонсультантПлюс: Вы можете это объяснить?

Гребнев Р.Д. Научная статья в России и Англии - это два разных литературных жанра. Взять хотя бы ту часть научной статьи, которую мы называем актуальностью исследования. В российской научной традиции актуальность исследования определяется новыми вызовами и злободневностью вопроса. А в английской периодике под актуальностью понимается наличие ссылок на самые свежие публикации по тематике статьи, а также самые популярные. Дело в том, что на смену традиционному издателю в Англии пришла электронная поисковая система. Она работает по принципу любой поисковой системы в интернете: вбил в строку поиска слово - получил на первой странице самые свежие публикации по этой теме, а также самые популярные.

Мы впервые столкнулись с этим, когда совершали первые попытки опубликовать материалы в зарубежной периодике и получали автоматические ответы "Denied" (англ. - "Отказано"). Начали разбираться и поняли, что состоим в переписке с компьютером, осуществляющим автоматическую обработку поступающих в издание рукописей.

Можно привести аналогичный пример в части составления ключевых слов научной статьи. Богатый русский язык позволяет использовать множество синонимов к словам, которые выносятся в начале текста статьи как ключевые. Представим, что в статье речь идет о государственном управлении в сфере образования. Мы можем писать о деятельности публичной администрации в сфере образования или о функциях органов исполнительной власти в сфере образования. В конце концов, оказывается, что за всю статью мы употребили словосочетание "государственное управление", которое вынесено в ключевые слова, лишь однажды. Нетрудно догадаться, какой ответ мы получим от зарубежного издания - "Denied".

КонсультантПлюс: Почему нельзя просто публиковаться в российских журналах?

Гребнев Р.Д. Учет количества публикаций и цитирований российских ученых ведется исключительно по базам данных, в которые вносятся иностранные издания. Отмечу, что в 2014 г. из ведущей цитатной базы был исключен с формулировкой "мусорные издания" целый ряд журналов, в которых прослеживался "российский след".

КонсультантПлюс: Как тогда российские авторы оказываются в зарубежных цитатных базах?

Гребнев Р.Д. У каждого вуза свой секрет: кто-то прибегает к помощи друзей, проживающих за границей, чтобы в научные издание обратился гражданин другой страны, кто-то просто решает все вопросы финансово.

15 вузам России ежегодно оказывается государственная поддержка в размере 1 млрд рублей, которые целевым образом направляются для достижения главной цели - попадание в топ-100 мирового рейтинга университетов.

КонсультантПлюс: По-вашему, идея бороться за рейтинг российским вузам обречена на провал?

Гребнев Р.Д. Отнюдь! Оценивая сценарии возможного, я уверен, что в среднесрочной перспективе несколько вузов все-таки пробьются в верхнюю сотню мирового рейтинга. Среди этих вузов будут МГУ, СПбГУ и РУДН.

КонсультантПлюс: Почему РУДН?

Гребнев Р.Д. РУДН - уникальный вуз, лучший в своем роде! Безусловный мировой лидер по вопросам интернационализации образования, один из лучших вузов мира в сфере создания результатов интеллектуальной деятельности.

КонсультантПлюс: Значит, не все так плохо?

Гребнев Р.Д. Я бы не стал радоваться раньше времени. Вероятность того, что после подъема в мировом рейтинге в российские вузы приедут выпускники американских и европейских школ, стремится к нулю. Да, к нам с новой силой поедут абитуриенты из дружеских стран и стран-участниц СНГ, но это уже будет другое образование.

По нашим оценкам, в ближайшие три года (при достижении максимально возможных показателей научной работы из расчета на одного научно-педагогического работника) численный состав преподавателей в вузах сократится вдвое. В связи с этим преподавание станет практически бесконтактным. А, на мой взгляд, если обучаться, сидя перед экраном монитора, не имея возможности принять участие в научной дискуссии, хорошим специалистом ни в одной области знаний не станешь!

КонсультантПлюс: Не все же меряется количеством, что происходит с оценкой качества?

Гребнев Р.Д. Предполагается, что в ближайшее время оценка количественных показателей работы в вузах полностью вытеснит аналогичную экспертную оценку. Произойдет окончательная подмена понятий: вместо проведения научных исследований ученые будут писать статьи, а значит, переиздавать публикации с ранее полученными результатами исследований, дробить их и публиковать по частям.

КонсультантПлюс: В чем причины сложившейся ситуации?

Гребнев Р.Д. Главной причиной попадания российского образования в ловушку считаю отсутствие на сегодняшний день понимания российской научной идентичности. Проблема глубокая, коротко о ней не расскажешь. В этой роковой погоне за рейтингами мы уже проиграли борьбу за русский язык, смирились с утечкой мозгов и не научились преемственности поколений. Все чаще мы отказываемся от традиционных для России форм опубликования результатов исследования - научных монографий, потому что монографиям нет места в зарубежной статистике.

КонсультантПлюс: В чем вы видите выход из сложившейся ситуации?

Гребнев Р.Д. Выход из сложившейся стагнации (если не употреблять слово "кризис") мы видим в следующем. Войти в десятку мирового рейтинга возможно и без потери российской научной идентичности - путем объединения потенциалов вузов в сетевом взаимодействии, в том числе с зарубежными вузами стран - друзей России. Лучшим потенциалом такого взаимодействия обладает БРИКС. Уверен, что сетевой университет БРИКС в наукометрическом рейтинге даст фору и Оксфорду, и Кембриджу.

Нам нужно разобраться в зарубежных способах работы с информацией. Разобраться, чтобы понять, как они мыслят. Понять, что мы мыслим глубже, и продолжить российские научные исследования.

 

Юридическое образование