Какой юрист нужен современному обществу?

Какой юрист нужен современному обществу?

Интервью с деканом Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, доктором юридических наук, профессором А.К. Голиченковым

Интервью с деканом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором юридических наук, профессором А.К. Голиченковым [1]

КонсультантПлюс: Право, а значит, и юристы, существовали в любом цивилизованном обществе. Во всех старейших университетах Европы одним из первых создавался факультет права. Сегодня профессия юриста по-прежнему в особом почете. Однако многие в России сегодня говорят о "перепроизводстве" юристов. Это, к сожалению, подтверждается ежегодным увеличением числа выпускников юридических факультетов, которые не могут устроиться на работу по специальности. Все чаще можно услышать, что юристов много, а профессионалов мало. С чем это связано? С тем, что рынок труда перенасыщен? Или с тем, что человек после 5 лет обучения не обладает навыками и знаниями, которые так нужны для оказания юридических услуг и продвижения по карьерной лестнице?

Что, по Вашему мнению, сегодня мотивирует абитуриентов при выборе юридического факультета: мода, престиж, финансовые перспективы или все же искренний интерес к профессии, желание приносить пользу обществу?

Александр Константинович Голиченков: Иными словами, юридическое образование у нас плохое или хорошее? Вечный российский маятник оценок и решений опять качается по принципу "или-или"! Сама постановка вопроса свидетельствует о том, что в обществе по-прежнему отсутствует понимание того, что происходит в высшем юридическом образовании (да и в образовании вообще). А сколько мифов: "перепроизводство юристов", "не могут устроиться на работу по специальности", "юристов много, а профессионалов мало", "рынок труда (юристов - Авт.) перенасыщен"!

И при такой-то бесперспективной картинке конкурс в ведущие юридические вузы не уменьшается. Нам говорят, что количество абитуриентов в 2011 г. сократилось на 100.000 человек. А документы на юрфак МГУ подали 1679 молодых людей, что на 15,2% больше, чем в прошлом году! И конкурс - 10 человек на место вместо 8! И проходной балл - 342 (из 400 возможных) вместо 322 год назад!

Кому-то очень хочется доказать, что все (!) наше юридическое образование - плохое, что все (!) юридические вузы готовят плохих юристов. Но это не так! Есть вузы, которые готовят хороших юристов. Их, может быть, около сотни. И их нужно выявлять и поощрять. А есть те, кто "готовит" лиц с бумажкой о высшем юридическом образовании. Их тоже нужно выявлять и закрывать. Даже если их большинство. Ну а у тех, кто оказался в середине, есть шанс подтянуться к лучшим. Именно для этого создан и запущен в действие механизм общественной аккредитации вузов, проводимой Ассоциацией юристов России.

Теперь о том, что сегодня мотивирует абитуриентов при выборе юридического факультета. В ходе социологических исследований, проведенных Лабораторией социально-правовых исследований нашего факультета в 2008 и 2011 гг., были изучены ожидания студентов, связанные с получением диплома юридического факультета МГУ.

Каждый второй студент уверен, что обучение на юридическом факультете предоставляет возможность сделать успешную карьеру (51,1%). Примерно треть полагает, что имеют шанс получить престижную профессию (29,6%), не меньше привлекает и возможность общения в высокоинтеллектуальной профессиональной среде (32,8%). Четверть респондентов (25,3%) отмечает статусность юридической специальности. Каждый десятый студент считает, что сможет получить хорошую работу за рубежом или продолжить там свое образование (9,8%).

В сравнении с 2008 г. по-прежнему получение диплома юридического факультета МГУ рассматривается студентами как хороший старт для построения собственной карьеры (2008 г. - 48,4%; 2011 г. - 51,1%).

КонсультантПлюс: Работа юриста всегда считалась престижной и почетной, поэтому конкурс на юридический факультет всегда был высоким. Но стать хорошим юристом непросто, и одного обучения в вузе недостаточно. Как Вы считаете, какой набор знаний и умений нужно иметь выпускнику юридического вуза, чтобы заинтересовать работодателя?

Что бы Вы посоветовали учесть тем, кто только собирается учиться на юриста, чтобы потом они не разочаровались в профессии?

Александр Константинович: О конкурсе я уже говорил. Он, действительно, высокий. И то правда, что стать хорошим юристом непросто. Достаточно ли лишь обучения в вузе или нет - это отдельный вопрос. Поговорим об этом позднее.

Что же касается набора знаний и умений выпускника, то при его определении я предлагаю использовать объективные критерии не "на входе", по принципу "давайте посмотрим, что там у вас записано в стандартах и программах?" (написано почти у всех одинаково), а "на выходе" - через отношение к выпускнику работодателя.

Первый критерий: взял работодатель выпускника на работу по специальности или нет. Второй - сколько он ему платит.

В 2010 г. Исследовательский центр рекрутингового портала www.superjob.ru провел исследование, изучив резюме нескольких тысяч выпускников наиболее известных российских вузов. Как показало исследование, в наиболее выигрышном положении находятся обладатели дипломов юридического факультета МГУ - средняя зарплата наших выпускников, закончивших обучение в 2000-2005 гг. и работающих по основной или смежной специальности, составляет 80 тысяч рублей. Исследование показало также, что 95% таких выпускников трудоустроились по специальности (смежной специальности). Второе и третье места рейтинга разделили МГЮА и Санкт-Петербургский государственный университет. Средняя заработная плата специалистов, окончивших данные вузы и работающих в сфере юриспруденции, составляет 74 тысячи рублей, а процент трудоустроившихся составляет соответственно 98% и 95%. Следовательно, эти и еще несколько десятков вузов дают выпускнику такой набор знаний и умений, который удовлетворяет работодателя.

Отсюда и совет тем, кто собирается учиться на юриста: выберите достойный вуз. Выбрать его, как я уже говорил, вам помогут результаты общественной аккредитации, проводимой в настоящее время Ассоциацией юристов России. Кстати, названные вузы (а также Уральская и Саратовская академии права) получили ее первыми.

КонсультантПлюс: Когда говорят о профессии юриста, прежде всего представляют адвоката, прокурора или судью, т.е. главных участников любого судебного процесса. Правильно ли такое представление? Чем чаще всего приходится заниматься дипломированному юристу на практике?

Как Вы можете объяснить, что многие ключевые посты в России, в т.ч. президента и премьер-министра, занимают люди с юридическим образованием? Значит ли это, что юридическое образование открывает перед человеком большие возможности?

Александр Константинович: Конечно, профессия юриста не сводится к названным профессиям, а сфера действия юристов - к судебному процессу. В правоприменительной сфере большинство составляют, наверное, юристы корпораций, учреждений, организаций. А есть еще правотворческая, научная и преподавательская работа. При этом, согласно оценкам Росстата, в настоящее время из примерно 1,5 млн. граждан, имеющих высшее юридическое образование, по специальности работают не более 50% (730,1 тыс. человек), при этом пятая часть из них работает в Москве и примерно 6,3% - в Санкт-Петербурге [2]. Численность адвокатов в России оценивается в 55 000 - 60 000 человек.

Могу привести некоторые данные, актуальные на 2009 г., о том, в каких сферах приходится работать выпускнику-юристу. Большинство работников с высшим юридическим образованием занято в МВД России (212090 чел.), затем идет Генпрокуратура РФ (29781 чел.), МЧС России (3480 чел.), Минобороны РФ (1500 чел.), Верховный суд РФ (516 чел.), Минюст России (468 чел.), Конституционный суд РФ (119 чел.). Кроме того, выпускники устраиваются в корпорации, например, в ОАО "РЖД" трудилось на момент исследования 4020 человек, а в ОАО "ФК Уралсиб" 993 человека.

Интересно, в связи с этим, посмотреть, как ответили на вопрос о том, в какой сфере хотели бы реализовать себя студенты юридического факультета МГУ в ходе опросов 2008 и 2011 гг. Большинство студентов собираются после получения диплома выстраивать собственную бизнес-карьеру (35,4%), поступить на государственную службу (17,4%) или продолжить обучение за рубежом (11,6%). За 4 года изменились установки большинства студентов на построение своей будущей карьеры. Если опрос 2008 г. показал, что 73,1 % респондентов хотели бы заняться бизнесом, то в 2011 г. таковых оказалось 35,4%. Вдвое меньше студентов стремятся (2008г. - 13%; 2011г- 6,2%) и преподавательской деятельностью (2008г. - 17%; 2011г- 8,3%).

В то же время не изменилось количество желающих поступить на государственную службу (2008 г. - 17,5%, 2011 г. - 17,4 %). И это не так уж и много, если учесть, что люди с юридическим образованием занимают ключевые посты в России с давних пор. Достаточно вспомнить таких политических и общественных деятелей - выпускников юридического факультета Московского университета, как С.А. Муромцев - первый председатель первой Государственной Думы, Г.Е. Львов - первый председатель Временного правительства. Или М.С. Горбачев - первый Президент СССР, А.И. Лукьянов - председатель Верховного Совета СССР. То же происходит и сегодня. Например, В.Д. Зорькин - председатель Конституционного суда РФ, В.М. Лебедев - председатель Верховного суда РФ, И.И. Шувалов - первый вице-премьер Правительства РФ.

И не только в нашей стране, например: С. Берлускони - председатель Совета Министров Италии закончил юридический факультет Миланского университета; Дж. Гиллард - премьер-министр Австралии - университеты Аделаиды и Мельбурна; Б. Обама - Президент США, лауреат Нобелевской премии мира - школы права Колумбийского и Гарвардского университетов, он бакалавр права; Н. Саркози - Президент Франции - Университет Париж Х Нантер, он магистр права, адвокат; Хайнц Фишер - Федеральный президент Австрии - юридический факультет Венского университета, он также профессор Инсбрукского университета; Т.К. Халонен - Президент Финляндии - Хельсинкский университет и др.

Очевидно, что основой образования юриста являются знания о государстве (как форме существования общества, как организации политической власти, управляющей всеми процессами жизни общества) и праве (как регуляторе отношений между людьми). К тому же многовариантность, нестандартность и динамика этих общественных отношений требуют от юриста такого же мышления - многовариантного, нестандартного, динамичного и соответствующей деятельности, порождающей нечто качественно новое, уникальное с точки зрения истории человеческого общества (например, новая Конституция, Гражданский кодекс). А это уже творчество. Не случайно среди юристов так много не просто творческих личностей, но личностей выдающихся. Например, выпускниками юридического факультета МГУ являются: литераторы Я.П. Полонский, А.Н. Афанасьев, А.Н. Островский, Л.Н. Андреев; певец Л.В. Собинов; композитор Н.Г. Рубинштейн; художник В.В. Кандинский; философы И.А. Ильин и С.Л. Франк; богословы С.Н. Булгаков и патриарх всея Руси Алексий I (Симанский).

КонсультантПлюс: В чем Вы видите основные проблемы юридического образования? Считаете ли Вы необходимым что-либо изменить? Что именно?

Александр Константинович: Сегодняшнее состояние юридического образования я определяю как парадокс "Невского экспресса". Помните, в ноябре 2009 г. этот скорый поезд был подорван на маршруте Москва-Санкт-Петербург, погибли люди. Анализируя причины этой трагедии, эксперты и журналисты отмечали первый парадокс: машинист не виноват, он действовал в соответствии с инструкцией, но инструкции писались в те годы, когда скорость поездов не превышала 100 км/час. А "Невский экспресс" шел 200! Парадокс второй: реакция представителя железнодорожной компании-перевозчика: "Наша задача - максимально сократить время передвижения, поэтому 200 км/час на этом участке были, есть и останутся!" [3]. А мы-то, наивные, думали, что первая задача - безопасность пассажиров! Так может быть, задачи и инструкции пора поменять?

Такая же ситуация с российским юридическим образованием: все вроде бы следуют привычным установленным инструкциям. Но (за исключением нескольких десятков ведущих вузов) производят не юристов, а лиц с дипломами о юридическом образовании. Так может быть, нам поменять "инструкции", регламентирующие юридическое образование, начиная с определения его задач? Впрочем, задача уже определена, и определена однозначно - качество подготовки юристов.

Качество - категория объективная: имеются внутренние и внешние его составляющие. Внутренние характеризуют преимущественно работу внутри вуза, позволяют судить о его способности подготовить "на выходе" юриста с определенным набором знаний, умений и навыков. Это: а) квалификация преподавательских кадров; б) методическое обеспечение учебного процесса, прежде всего наличие в конкретном вузе качественных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, образовательных траекторий и технологий, соответствующих образовательным стандартам и традициям этого вуза; в) уровень материально-технической базы (библиотеки, включая электронные ресурсы, ситуационные залы, мультимедийное оборудование, справочно-поисковые системы по законодательству и пр.); г) интеграция юридического образования и юридической науки; интеграция юридического образования и практики; интеграция национального и европейского (мирового) образования в деятельности конкретного вуза.

Внешние (по отношению к вузу) составляющие качества характеризуют преимущественно общую политику и конкретную работу государства и общества по надлежащему обеспечению вузов. Во-первых, "подпитки" вузов талантливыми молодыми людьми "на входе", то есть система отбора в вузы, обеспечивающая равный доступ к юридическому образованию. Во-вторых, проверку качества выпускников "на выходе" (независимая оценка качества - государственные "внешние" квалификационные экзамены). В-третьих, переподготовку юридических кадров.

Конечно, деление это весьма условно. Возьмем, например, качество преподавательских кадров. Оно, конечно, зависит от того, как готовят профессоров и преподавателей научно-педагогические школы университетов и юридических академий и, прежде всего, для себя (внутренний фактор). Но изначально предопределяется все же уровнем материального обеспечения их жизни и деятельности, их социальной защищенности, престижности профессии. А это зависит от политики и возможностей государства.

Перечисленные выше составляющие качества подготовки юридических кадров объективны, известны давно и, в общем-то, никем не отрицаются. Почему же тогда так много непонимания, особенно в диалоге чиновников с представителями корпорации юридического образования? Дело в том, что перечисленные элементы качества - категории традиционные, постоянные, во всяком случае, изменяющиеся медленно (по историческим меркам). А вот требования к каждому элементу, к его наполнению в данный отрезок времени - это категории переменные, зависящие от многих изменяющихся факторов. Поэтому все говорят вроде бы об одном и том же, но слышат все по-разному.

Возьмем, например, интеграцию юридического образования и практики. Как решалась эта задача пять, десять, двадцать, тридцать лет назад? Студенты проходили практику. И все преподаватели старой университетской школы считают, что так должно быть и поныне. И они правы: так было всегда и давало отменный результат. А вот современный работодатель не хочет тратить свои деньги и время на доводку выпускника. Ему подавай выпускника уже со стажем работы в год-два. И он по-своему прав: появились новые требования к "старой" составляющей качества! Мы понимаем проблему и предлагаем конкретные пути ее решения.

КонсультантПлюс: Школа теоретической подготовки на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова всегда была одной из лучших. Но есть такое мнение, что в МГУ готовят в основном юристов для науки, нежели для практики. Верно ли это? Как организована в МГУ практическая подготовка будущих юристов? Какую роль в подготовке юристов играют юридические клиники?

Александр Константинович: Московский университет - старейший в ряду классических российских университетов. Особенностью же образования, предоставляемого ими, всегда был и остается его фундаментальный характер. Годовые курсы теории государства и права, российской и зарубежной истории государства и права, конституционного права, римского права, других фундаментальных дисциплин закладывают основу, на которой далее каждый становится специалистом в избранной правовой сфере. Мы не натаскиваем на право, а учим понимать механизм его действия. Это дает возможность нашему выпускнику самообучаться, воспринимать динамично развивающееся законодательство и практику его применения, участвовать в правотворчестве. Именно поэтому наши выпускники - одни из самых востребованных на практике. Достаточно посмотреть объявления работодателей. Да и рейтинги подтверждают это.

Одновременно наши студенты имеют реальные возможности получить и необходимые практические навыки. С 2007 г. на факультете специально для этих целей действует программа дополнительного профессионального образования студентов, в рамках которой занятия (не только отдельные лекции, но и специальные курсы) проводят ведущие юристы-практики. Они направлены на развитие общих профессиональных практических навыков юриста, на усвоение практических аспектов правоприменения в тех или иных областях правового регулирования, например, конкретных видов сделок. Все занятия программы проводятся в виде факультативов, и у студентов всегда есть возможность выбора интересующего их практического курса в зависимости от года обучения.

Наряду с этой формой обучения студентов практическим навыкам работы, которая все же носит аудиторный характер, есть еще и возможность настоящей работы в "полевых" условиях - это юридические практики (около 50 организаций-баз, с которыми заключены договоры) и юридические клиники (с 2004 г.), участие в работе которых по решению Ученого совета факультета приравнивается к прохождению практики. Клиники работают под руководством преподавателей и на безвозмездной основе - это обязательные условия.

КонсультантПлюс: Работа современного юриста изменилась кардинально с появлением информационных технологий. Они позволяют экономить время, делают работу юриста более эффективной, принимают на себя основную часть рутинной нагрузки. Уверенное владение передовыми технологиями и, в частности, умение использовать справочные правовые системы, стало своеобразным стандартом качества выпускников юридических вузов. Расскажите, пожалуйста, как организовано изучение информационных правовых систем на юридическом факультете МГУ? Достаточен ли, по Вашему мнению, объем аудиторной нагрузки, отведенный на это новым образовательным стандартом по направлению подготовки бакалавров юриспруденции?

Александр Константинович: Да, это так. Еще в 1985 г. на факультете по инициативе и под руководством С.М. Шахрая была создана специализированная лаборатория правовой информатики и кибернетики. Ее основной задачей было и остается обеспечение преподавания курса правовой информатики студентам факультета. Еще до появления таких справочных правовых систем (СПС), например, как КонсультантаПлюс, программой этого курса предусматривалось практическое изучение единственной существовавшей тогда АИПС "Законодательство", которая была разработана Научным центром правовой информации при ВНИИСЗ. Ее основу составляли нормативные акты СССР и РСФСР, судебная практика.

В настоящее время курс правовой информатики предусматривает изучение таких вопросов, как понятие и структура правовой информации, учет и регистрация нормативных актов, государственная политика и правовое регулирование обеспечения доступа к правовой информации и др. Также студенты получают практические навыки работы со всеми основными представленными в России СПС. Кроме доступа к полным версиям СПС в компьютерных классах факультета (во время практических занятий и самостоятельной работы) все студенты получают от фирм-разработчиков учебные диски. По результатам работы в семестре лучшие студенты получают кроме зачета еще и сертификаты от фирм-разработчиков. Важную роль в стимулировании студентов к изучению СПС играют проводимые на факультете компанией "КонсультантПлюс" и лабораторией конкурсы на знание системы КонсультантПлюс (победители конкурса получают от компании "КонсультантПлюс" именные стипендии), а также межвузовские олимпиады, в которых активно участвуют и команды нашего факультета.

Что касается объема аудиторных занятий в новых стандартах, то эта проблема вполне обсуждаемая и решаемая. Сделать это можно не путем увеличения часов для изучения соответствующих дисциплин, а разработкой новых типовых учебных программ. Соответствующие предложения можно внести в соответствующую комиссию УМО по юридическому образованию.

КонсультантПлюс: Вы возглавляете юридический факультет уже много лет. Какие у факультета ближайшие и перспективные планы? Каких изменений ждать студентам и преподавателям?

Александр Константинович: Основные планы, происходящие и грядущие изменения связаны с переходом на новые образовательные стандарты. Как известно, МГУ имеет право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования к образовательным программам [4]. Такие стандарты по направлению "Юриспруденция" нами разработаны и введены в действие. На их основе мы планируем развивать четыре приоритетных направления: практика, воспитание, магистратура, материально-техническое обеспечение учебного процесса. Расскажу о каждом направлении подробнее.

Практика. Новые стандарты в полном соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" предусматривают увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования [5]. В новом стандарте количество часов на практику резко увеличено, что создает предпосылки для интеграции юридического образования и практики. Это процесс двусторонний. Именно здесь должна решаться проблема "доводки" выпускников классических вузов до требований работодателей. Мы планируем также существенно увеличить количество баз практики, заключив договоры с потенциальными работодателями (особенно испытывающими трудности в юридических кадрах). В идеале нужно стремиться к тому, чтобы каждый выпускник нашел своего работодателя еще на практике. Тогда практика станет подготовкой к работе именно в этой организации или аналогичных ей.

Воспитание. Согласно упомянутому выше Указу Президента РФ новые стандарты должны предусматривать также формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону [6]. Великий русский философ, выпускник юридического факультета Московского университета И.А. Ильин много лет назад писал: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке "волка"" [7]. Решение данной задачи - дело непростое. Здесь возможно несколько направлений. Одно из них - введение системы новых (увеличение объема старых) обязательных предметов (см. выше) и факультативов, направленных на формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению. Однако главное и самое сложное состоит в том, чтобы воспитывать не словами, а делами, в том, чтобы обеспечить такую систему набора абитуриентов в вузы, обучения студентов и устройства выпускников на работу, которая полностью соответствует закону, исключает любые проявления коррупции.

Магистратура. Речь идет о разработке и внедрении системы магистерских программ, причем не только кафедральных, но и межкафедральных, межфакультетских, (например, по энергетическому праву и охране окружающей среды - совместно с факультетами географическим и экономическим). Кроме того, мы будем предлагать международные магистерские программы, предполагающие выдачу дипломов двух вузов. Буквально месяц назад Ученый совет факультета утвердил такую программу. Она будет реализовываться совместно с юридическим факультетом Регенсбургского университета (ФРГ).

Материально-техническое обеспечение (МТО). По свидетельству Ассоциации юристов России, одной из основных причин сохранения недостаточно высокого уровня юридического образования в стране являются "проблемы с материальной базой обучения" [8]. Главная моя задача - всеми силами способствовать завершению строительства нового корпуса для юрфака (IV гуманитарный корпус МГУ). По постановлению Правительства РФ от 8 июня 2011 г. № 447 в 2011-2013 гг. будут осуществлены соответствующие бюджетные инвестиции за счет средств федерального бюджета. Срок ввода в эксплуатацию - 2013 г. Мы надеемся, что переедем в новый корпус даже раньше. Вторая задача МТО - техническое и информационное обеспечение учебного процесса. Минимальные требования к нему понятны: для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым правовым системам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет [9]. Представляется, что приоритетными задачами и соответствующими им направлениями деятельности здесь могут стать организация электронной библиотеки, внедрение автоматизированной системы управления учебным процессом.

Очевидно, что сегодня (как, впрочем, и всегда на протяжении истории российских университетов) в студенческой аудитории происходят стремительные изменения. Студенты - наиболее динамичная часть общества. Меняются технологии, социальные реальности. Какие особенности нового поколения студентов-юристов Вам кажутся наиболее значимыми, характерными? Как, по Вашему мнению, эти изменения воздействуют на систему современного вуза, труд преподавателей-юристов? - Алексей Анатольевич Александров, профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО(У) МИД России (г. Москва).

Александр Константинович: Портрет студента юрфака МГУ примерно таков. Очень молод: три четверти студентов первого курса - несовершеннолетние [10]. На "ты" с компьютером и поисковыми системами по праву. Владеет колоссальным объемом общей информации. Как правило, знает иностранный язык. В основном более индивидуалист, чем коллективист. Решать свои личные учебные проблемы предпочитает не сам, а через родителей. Навыки ежедневной самостоятельной работы и самоконтроль могли бы быть и выше. Все это нельзя не учитывать в работе со студентами. Мы, в частности, большое внимание уделяем организации работы с родителями, текущему контролю, работе преподавателей-кураторов и студентов-наставников.

Интересна и мотивация студентов к учебе. Результаты социологических опросов 2008 и 2011 гг. свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов находят обучение на юридическом факультете увлекательным и интересным (86,5%), только один человек из двадцати опрошенных заявлял об отсутствии интереса к учебе, а 7,9% затруднились с ответом. В два раза по сравнению с 2008 г. сократилось число студентов, утверждающих, что учиться им мешает разочарование в специальности. Подавляющее большинство студентов не отказались бы от намеченной образовательной стратегии, даже будь у них такая возможность, не поменяли бы ни вуз, ни факультет (79%).

Какие человеческие качества для юриста Вы считаете наиболее важными? - Мария (г. Архангельск)

Александр Константинович: Совестливость. Качество ныне почти утраченное. Закон зачастую позволяет многое. А совесть - только то, что ты сам считаешь допустимым, справедливым с точки зрения добра и зла.

Фундамент вузовского образования - знания, полученные в школе. Как, по Вашему мнению, обстоят дела в сфере правовой подготовки? Можно ли говорить, что школа сегодня обеспечивает закладку такого фундамента? Как должно быть организовано изучение права в средней школе? - учитель обществоведения (г. Москва)

Александр Константинович: К сожалению, именно в части правовых знаний такой фундамент в школе не закладывается. И прямое следствие этого - отсутствие вступительных испытаний в юридические вузы по праву. Что сказали бы наши коллеги, если бы на математический факультет не сдавали бы математику, на физический - физику, на химический - химию, на биологический - биологию, на исторический - историю, на иняз - языки и т.п.? Вопрос риторический!

Юристы раньше учились 5 лет. После перехода на бакалавриат срок обучения стал 4 года. На какой "стартовый" оклад может рассчитывать бакалавр юриспруденции в Москве? Изменится ли он по сравнению с окладом выпускника-специалиста? Вообще, насколько реально бакалавру найти хорошую работу без стажа по специальности? - Илья (г. Тула)

Александр Константинович: Ответы на эти вопросы даст только время. Можно предположить, что в течение первых лет отдельные госорганы и организации (например, суды, прокуратуры) вообще постараются не брать бакалавров. Однако нужно иметь в виду, что бакалавриат по закону об образовании - такое же высшее образование, как и специалитет и магистратура. Ну а кроме того, только от конкретного вуза зависит, какого качества бакалавров тот будет готовить. Мы, например, сделали такие стандарты и учебные программы подготовки бакалавров, которые позволяют готовить студентов не хуже, чем мы это делали и пока делаем в рамках специалитета. В основном за счет возможности выбора того или иного учебного профиля подготовки.

Многие студенты на старших курсах начинают работать. В итоге к выпуску из университета они имеют стаж, им легче устроиться по специальности. Как Вы относитесь к работе ваших студентов? - Анна (г. Москва)

Александр Константинович: Этот вопрос нужно решать дифференцированно. По моему мнению, студент на 1-3 курсах работать не должен, да и не может физически: мы подсчитали, если выполнять досконально учебную программу, нужно работать 8-9 часов в сутки, включая субботу! На четвертом - пожалуйста, но не в ущерб учебе. На 99% такого же мнения придерживаются, насколько мне известно, наши выпускники, которые ныне руководят лучшими юридическими службами крупнейших корпораций.

Мне, студенту 2 курса, предстоит выбрать специализацию. Посоветуйте, что выбрать? Какие юридические специальности будут наиболее востребованы на рынке труда через 2-3 года? - Андрей (г. Москва)

Александр Константинович: Как и сегодня, это специалисты в области частного права (ныне его изучают в рамках кафедр гражданского, предпринимательского, коммерческого права); в области финансового и налогового права. Стремительно растет интерес к энергетическому законодательству. Хочется надеяться, что увеличится спрос на специалистов по экологическому праву. Но хочу подчеркнуть, что хорошо подготовленный выпускник будет востребован с любой специализацией!

КонсультантПлюс: Спасибо большое за интервью. Что бы Вы хотели пожелать нынешнему студенту?

Александр Константинович: Быстрее взрослеть, чтобы понимать, что учеба - это ежедневная и тяжелая работа, порою рутинная и скучная. Но нужно выполнить ее хорошо, чтобы сделать решающий шаг в успешное будущее!

24 октября 2011 г.

 


[1] Ранее часть материалов, использованных в данном интервью, была опубликована. См.: Голиченков А.К. Юридическое образование сегодня и завтра // Судья. 2011. №. 9.

[2] См.: Повышение качества юридического образования в России: пора от слов переходить к делу. Аналитическая записка. М.АЮР. 2009 г. С.4.

[3] Гришин А., Кузьмина Н., Свешникова Е. К взрыву готовились по старинке // Московский комсомолец, 2009, 1 дек. С.3.

[4] См.: Федеральный закон от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" // СПС КонсультантПлюс

[5] См.: Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". Подпункт "в" пункта 1. // СПС КонсультантПлюс

[6] См.: Там же.

[7] Цит. по: Данилова И. Образование без воспитания - ложно и опасно". ("Версты" от 23 ноября 2000 г.) К дискуссии "Концерт культур и хоровод религий. Приглашение к разговору".

[8] См.: Аналитическая записка. С. 8, 11-12.

[9] См.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация (степень "бакалавр"). // СПС КонсультантПлюс

[10] Более детальный анализ возрастной структуры работников с высшим юридическим образованием показывает, что доля молодых специалистов в возрасте до 25 лет достаточно велика (почти четверть) в организациях, связанных с правоохранительной деятельностью, имеющих собственные образовательные структуры (МВД России), и резко уменьшается (менее одной десятой) в организациях, предъявляющих повышенные требования к профессиональной компетенции работников (высшие суды, Генеральная прокуратура Российской Федерации, крупные государственные и частные корпорации). См.: Повышение качества юридического образования в России: пора от слов переходить к делу. Аналитическая записка. С.4.

 

Юридическое образование