Обучение магистров в сфере закупок

Онлайн-интервью с д.э.н., профессором базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления г. Москвы, руководителем программы магистратуры РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению подготовки «Экономика» «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» Натальей Алексеевной Продановой.

КонсультантПлюс: Наталья Алексеевна, на кого нацелена данная программа?

продановаН.А. Проданова: Задача экспертизы и контроля закупок товаров, работ и услуг является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день и напрямую связана с необходимостью повышать эффективность планирования и исполнения расходной части бюджета. Сложность решения данной задачи в современных условиях только возрастает. Большое количество объектов контроля, комплексность закупочных процедур, факторы временной и ресурсной ограниченности играют в этом не последнюю роль.

Магистерская программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» нацелена на подготовку нового поколения специалистов, способных как эффективно и результативно проводить закупки, внедрять принципы открытости, прозрачности информации в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства системы в сфере закупок, так и осуществлять контроль и аудит в указанной сфере.

КонсультантПлюс: Как вы считаете, насколько востребованы специалисты данного направления?

Н.А. Проданова: Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты являются обязательными для работодателей, если нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н и №626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Указанные стандарты разработаны на основании требований ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика согласно ст. 9 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, в настоящий момент в Российской Федерации нет других образовательных учреждений, которые бы осуществляли подготовку управленческого персонала в сфере экспертизы, контроля и аудита закупок для государственных и муниципальных нужд. Данная магистерская программа – это уникальный образовательный продукт.

А если учесть, что в Российской Федерации на официальном сайте http://zakupki.gov.ru зарегистрировано более 1 000 000 заказчиков (органы государственной власти, государственные учреждения и предприятия), осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с требованиями, установленными Законом № 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и являющихся потенциальными работодателями специалистов данного уровня, востребованность выпускников данной образовательной программы на рынке труда не вызывает сомнений.

Кроме того, ч. 1 ст. 9 Закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление не только деятельности заказчика, специализированной организации, но и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

К контрольным органам в сфере закупок относятся: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, т.е. ФАС России, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ – Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.

При этом в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, кроме контроля, также должен осуществляться аудит в сфере закупок. Закон 44-ФЗ определяет следующие органы, осуществляющие аудит в сфере закупок: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, образованные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетные органы муниципальных образований, образованные представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, на существующем рынке труда есть потребность в квалифицированных кадрах для вышеперечисленных контрольных органов и органов, осуществляющих аудит в сфере закупок.

КонсультантПлюс: Изучение магистрантами каких дисциплин предусмотрено?

Н.А. Проданова: Магистратура - это завершающая ступень высшего профессионального образования. Она предполагает более узкую специализацию и приобретение профессиональных знаний, навыков и компетенций, которые в дальнейшем можно использовать как в практической деятельности, так и в сфере научных исследований.

Дисциплины данной образовательной программы позволяют расширить научный и профессиональный кругозор обучаемых, обеспечивают освоение необходимых навыков самостоятельной работы, а также формируют у обучающихся практико-ориентированный и научно-обоснованный подход к обеспечению проведения экспертизы, контроля и аудита в сфере закупок.

В перечень дисциплин, которые включены в рабочий учебный план, входят: нормативно-правовое регулирование и профессиональные стандарты в сфере закупок; организация и планирование закупок товаров, работ и услуг; экспертиза и контроль качества товаров в сфере закупок; экспертиза результатов исполнения контракта; государственный контроль в системе осуществления закупок; контрактный аудит; противодействие коррупции в сфере закупок; административная ответственность в сфере закупок; оценка конкурентоспособности товаров и услуг в сфере закупок; идентификация и выявление фальсификации товаров в сфере закупок; методы комплексной оценки качества товаров в сфере государственных и муниципальных закупок; аудит эффективности использования государственных ресурсов и др.

Полученные комплексные знания сделают выпускника уникальным специалистом.

КонсультантПлюс: Наталья Алексеевна, как вы считаете, чем обусловлен выбор абитуриентами РЭУ им. Г.В. Плеханова и программы «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок»?

Н.А. Проданова: Среди основных конкурентных преимуществ данной образовательной программы можно отметить следующие.

Большой опыт взаимодействия разработчиков программы с государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими государственные закупки, который позволил обеспечить соответствие структуры и содержания образовательной программы требованиям работодателей. А возможность магистрантов выбрать дисциплины специализации позволяет спроецировать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с деловыми и карьерными приоритетами обучающегося.

Наличие высококвалифированного профессорско-преподавательского состава. Данную образовательную программу реализуют наши звездные преподаватели – Данчиков Е.А., начальник Главного контрольного управления г. Москвы, заведующий профессор Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита; Бесхмельницын М.И., начальник контрольно-аналитической службы президента ОАО «Российские железные дороги»; Шабанова Е.В., к.э.н., заместитель председателя правительства Ивановской области и многие другие высококлассные специалисты.

Для проведения занятий приглашаются и зарубежные профессора из ведущих университетов мира, читающие лекции на английском языке.

Несомненным преимуществом является и обеспеченность базовой кафедры специализированной лабораторией, являющейся разработчиком современных интерактивных симуляторов, имитирующих деятельность специалистов по широкому ряду вопросов. Так, на сегодняшний день разработаны и активно задействованы в учебном процессе интерактивные учебно-тренинговые комплексы «Контроль в сфере закупок», «Практический аудит», «Экономический анализ», «Анализ финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ и МСФО (на русском и английском языках)» и др.

Немаловажным является и 100-процентная помощь в трудоустройстве наших магистрантов уже в первый год обучения, возможность прохождения производственной практики в Главном контрольном управлении г. Москвы.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Рекомендуете ли вы студентам осваивать КонсультантПлюс?

Н.А. Проданова: Использование современных информационных технологий обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности, создает основу принятия своевременных управленческих решений. Сегодня представить работу специалиста финансово-экономического профиля без использования правовой, справочной, технической, финансовой информации невозможно.

Преподаватели нашего университета, студенты постоянно обращаются к КонсультантПлюс в своей деятельности. Тут и рекомендовать особо не приходится. Мы все знаем, что СПС КонсультантПлюс предоставляет своим пользователям необходимый объем актуальной информации. В КонсультантПлюс постоянно появляются новые возможности, что не может не радовать нас, пользователей.

Мы ждем абитуриентов 2019 года и желаем им успешной сдачи вступительных экзаменов!

Выбирайте надежное будущее!

Магистратура

Экономическое образование