Послевузовское финансово-экономическое образование - гарантия профессионального и карьерного роста

Послевузовское финансово-экономическое образование - гарантия профессионального и карьерного роста

Онлайн-интервью с профессором кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталией Степановной Пласковой

Каковы современные требования работодателей к специалистам экономического профиля, как поддерживать и развивать профессиональные знания и навыки после окончания вуза, по каким новым направлениям совершенствовать профессиональную подготовку - эти и многие другие проблемы повышения квалификации мы обсудили с профессором кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталией Степановной Пласковой.

КонсультантПлюс: Зачем сегодня экономистам, бухгалтерам, аудиторам постоянно учиться? Получив диплом бакалавра или магистра, вчерашние студенты задаются вопросами: как соответствовать современным требованиям рынка труда, как продвинуться по служебной лестнице?

Н.С. Пласкова: В последние годы в средствах массовой информации ведутся серьезные дискуссии о том, не слишком ли много на рынке труда невостребованных специалистов экономического профиля. Якобы российские вузы за последние 25 лет выпустили и продолжают выпускать такое количество экономистов и юристов, которое значительно превышает потребности нашей экономики, что выпускник с дипломом бухгалтера, аудитора, финансиста не может найти достойную работу. Это совсем не так. Если бы хорошие экономические знания и навыки так трудно было бы реализовать в частных компаниях или в государственных предприятиях и учреждениях, то вряд ли ведущие экономические университеты могли иметь столь высокий ежегодный наплыв абитуриентов, желающих получить высшее экономическое образование.

Действительно, конкуренция на рынке труда довольно высока, специалистов в области учета, финансового менеджмента, аудита вузы выпускают более чем достаточно, а хороших специалистов не хватает.

Общаясь с потенциальными работодателями, часто слышу, что им нужны высококвалифицированные кадры, способные хорошо выполнять не только обычные функции учета, контроля, аудита, но креативно и масштабно мыслить, иметь широкий профессиональный кругозор, выходящий за рамки полученных в вузе знаний и умений.

За четыре года обучения по программе бакалавриата, и даже добавив два года обучения в магистратуре, студент вряд ли может приобрести тот набор компетенций, который необходим для получения достойно оплачиваемой работы по специальности. Для того чтобы претендовать на такую работу, необходим профессиональный аттестат, который можно получить, пройдя соответствующую программу профессиональной подготовки и выдержав экзамен.

КонсультантПлюс: Какие программы послевузовской подготовки специалистов сегодня можно и нужно освоить для получения профессионального аттестата? Где можно пройти обучение?

Н.С. Пласкова: В области финансово-экономической профессиональной подготовки существует целый ряд программ, которые разрабатываются соответствующими профессиональными сообществами, а обучение проводят аккредитованные при саморегулируемых организациях (СРО) центры подготовки, которые созданы при ведущих экономических вузах страны или работают как самостоятельные юридические лица, одним из основных видов деятельности которых является образовательная. Пройдя соответствующий курс обучения, претенденты могут получить, например, квалификационный аттестат профессионального бухгалтера с присвоением квалификации бухгалтера, главного бухгалтера коммерческой организации или организации государственного сектора; квалификационный аттестат аудитора; квалификационный аттестат консультанта по налогам и сборам; квалификационный аттестат оценщика; квалификационный аттестат специалиста финансового рынка; международные аттестаты профессиональной финансово-экономической деятельности и т.д.

Так, в РЭУ им. Г.В. Плеханова успешно реализуется целый ряд программ послевузовской подготовки и переподготовки кадров, в числе которых есть и финансово-экономические направления.

КонсультантПлюс: Расскажите, какой статус получают лица, освоившие программу профессиональной подготовки и сдавшие квалификационный экзамен, и как это может помочь в деловой карьере?

Н.С. Пласкова: Сведения о лицах, освоивших ту или иную программу профессиональной подготовки, включаются в реестры, которые ведут СРО. Лица, получившие профессиональный аттестат, как правило, становятся действительными членами соответствующей общественной профессиональной организации. Присоединяясь к сообществу коллег, они приобретают определенные права и обязанности, которые повышают их деловой и профессиональный статус, давая возможность организовать свой бизнес по полученной специальности или претендовать на высокие должности в бизнес-структурах либо в организациях государственного сектора экономики, но при этом повышается и ответственность за соблюдение этических профессиональных норм, закрепленных в уставах СРО.

КонсультантПлюс: Связана ли послевузовская профессиональная подготовка с профессиональными стандартами, внедрение которых уже давно обсуждается в средствах массовой информации?

Н.С. Пласкова: Как следует из действующего трудового законодательства, использование профессиональных стандартов пока не является обязательным для всех работодателей. С 1 июля 2016 г. их использование стало необходимым для государственных и муниципальных унитарных предприятий, госкорпораций, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия государства составляет более 50%. Есть мнение, что постепенно эта норма распространится и на частные компании, особенно если речь идет о должностях управленческого уровня, включая должности финансово-экономического профиля. Соответствующие профстандарты уже сегодня содержат требования в отношении аттестатов дополнительного профессионального образования по специальным программам.

КонсультантПлюс: Можно ли нынешним студентам, еще не получившим диплом о высшем образовании, обучаться по программам профессиональной подготовки?

Н.С. Пласкова: Действительно, такая возможность имеется. Так, например, в нашем университете студенты, обучающиеся на последнем курсе бакалавриата по профилю "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", параллельно успешно осваивают дополнительную программу начальной профессиональной подготовки, реализуемую "Ассоциацией профессиональных бухгалтеров" по ряду направлений: практикующий бухгалтер, финансовый менеджер, специалист по внутреннему контролю, помощник налогового консультанта, финансовый аналитик, специалист по управленческому учету, менеджер по персоналу, специалист отдела закупок. В декабре 2016 г. более 40 студентов получили профессиональные аттестаты, им оказана помощь в прохождении преддипломной практики и трудоустройстве.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Рекомендуете ли вы студентам осваивать КонсультантПлюс?

Безусловно, современный человек и в быту, и в профессиональной среде не может обойтись без разнообразных технических средств, помогающих нам выполнять различные операции, находить и использовать необходимую информацию. Сегодня информационные технологии органично вписались практически в любой вид профессиональной деятельности. И, конечно, без использования правовой, справочной, технической, финансовой информации невозможно представить работу специалиста финансово-экономического профиля. Практически весь объем актуальной информации предоставляет своим пользователям СПС "КонсультантПлюс", ресурсные возможности которой постоянно совершенствуются, дополняются новыми информационными блоками. Работа с информационными ресурсами в среде СПС "КонсультантПлюс" в качестве пользователя достаточно проста, но все же требует определенной подготовки. Стоит отметить, что преподавательский состав КонсультантПлюс проводит успешную работу по обучению своих клиентов, в число которых входят и преподаватели вузов, и их студенты. Я, например, ежегодно использую возможность пройти небольшой курс повышения квалификации и советую делать это всем, поскольку информационные технологии, используемые для обновления и расширения контента СПС "КонсультантПлюс" постоянно совершенствуются.

 

Экономическое образование