Дополнительные вопросы посетителей сайта А.В. Чибису

Дополнительные вопросы посетителей сайта А.В. Чибису

Тананыхин Андрей Иванович (город Слюдянка Иркутской области)
Уважаемый Андрей Владимирович! Я работаю в управляющей компании ЖКХ. Какие документы должен предоставить студент дневного обучения, чтобы по месту регистрации на него не начисляли коммунальные услуги (временная регистрация по месту нахождения учебного заведения, договор найма, аренды жилого помещения, надлежаще заверенный, и т.д. или другое). У нас очень много споров по этому вопросу.

Андрей Владимирович Чибис: Согласно пп. г п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), информация о количестве лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, в обязательном порядке отражается в договоре предоставления коммунальных услуг. Действующие Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают взаимные обязательства исполнителя коммунальных услуг (в данном случае управляющую организацию) и потребителя в целях достоверного определения количества лиц, проживающих в жилом помещении и потребляющих коммунальные услуги. Вместе с тем действующее законодательство не дает исчерпывающего перечня документов, которые могут служить доказательством отсутствия студента по месту регистрации, а значит основанием для неначисления на него соответствующих коммунальных платежей, и поэтому споры в этом вопросе будут всегда (примечание: хотя необходимо отметить, что действующие в настоящее время нормы раздела 8 Правил предоставления коммунальных услуг, на наш взгляд, дают хорошие ориентиры на то, какими должны быть документы, представляемые потребителями в качестве обоснования своего временного отсутствия, и позволяют в большинстве ситуаций получать объективную и достоверную информацию). Думается, что решать эти вопросы все-таки необходимо в зависимости от конкретной ситуации. Например, в любом случае должна быть представлена справка о том, что проживающий в квартире молодой человек является в настоящий момент студентом и обучается по дневной форме. При этом обратите внимание на оформление такой справки: она должна быть на бланке вуза, иметь реквизиты (дату, номер), подпись как минимум декана факультета и печать. Если студент обучается в ином городе, то, на наш взгляд, такой справки достаточно. Единственное, конечно, эта справка требует обновления как минимум раз в год: перед началом нового учебного года, а как максимум после окончания первого семестра в соответствующем учебном году. При этом не исключается также предоставление и других документов, в том числе упомянутых в вопросе.

В качестве рекомендации для снижения количества споров между управляющей организацией и потребителем в вопросах доказывания временного отсутствия и наличия оснований для перерасчета можно предложить в договорах, которые заключает управляющая организация с потребителями, заранее определять перечень документов, которые могут быть приняты в качестве надлежащего подтверждения временного отсутствия потребителя, в том числе студента, и основанием для неначисления соответствующих коммунальных платежей. Однако необходимо признать, что данный перечень все равно не будет исчерпывающим, поскольку все ситуации предвидеть нельзя. Кроме того, актуальность информации о фактическом количестве проживающих в жилом помещении, прежде всего, важна в тех случаях, когда помещения не оборудованы приборами учета и расчет идет по нормативам. Это означает, что управляющая организация должна проводить более активную работу с жильцами дома по установке приборов учета, тогда все потребленные ресурсы будут учитываться и оплачиваться. Мы бы также порекомендовали обратить внимание на соблюдение потребителем установленного порядка уведомления исполнителя коммунальных услуг о наличии обстоятельств, которые могут быть основанием для перерасчета (раздел 8 Правил предоставления коммунальных услуг).

Побелянский Александр Викторович (Санкт Петербург)
Меня очень интересует тема арендного жилья. Что в ближайшее время будет делаться по этому вопросу? В Спб арендного жилья мало, и почему эта тема редко обсуждается? И выгодно для студентов (я студент) будет арендное жилье в отличие от съемного жилья в ближайшем будущем? Что вообще по этому вопросу прорабатывается? Спасибо...

Андрей Владимирович Чибис: Александр, Вы затронули очень интересную и актуальную для нашей страны тему, спасибо Вам за это. В последнее время эта тема серьезно прорабатывается на федеральном уровне. 29 августа 2012 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1556-р утвержден перечень мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. Все мероприятия, входящие в данный перечень, должны быть реализованы до конца 2012 г. (хотя, конечно, на мой взгляд, это очень оптимистичные сроки и, как показывает практика, вряд ли они будут строго выдержаны). Тем не менее, реализация этих мероприятий даст хороший стимул для практического развития в России цивилизованного и доступного арендного жилья. Прежде всего, в числе мероприятий хочется отметить подготовку проекта федерального закона о развитии рынка арендного жилья, которым будет введено само понятие "некоммерческий найм", т.е. по сути социальной, а значит доступной для широкого круга людей, аренды. Будут реализованы мероприятия по организации строительства такого жилья, начиная от особого порядка предоставления земельных участков и заканчивая введением особого налогового режима для предприятий, осуществляющих эту деятельность. В общем, запланирована большая и серьезная работа в этом направлении. В конце 2012 г. запланировано проведение общероссийского совещания по вопросам развития рынка арендного жилья. Если Вы интересуетесь этой темой, то предлагаю Вам обратить особое внимание на реализацию этого перечня мероприятий, соответствующая информация будет размешаться на сайтах федеральных органов власти, являющихся исполнителями мероприятий (Минэкономразвития России, Минрегион России, Минфин России), а также на сайте нашего Партнерства.

Чумаков Иван Владимирович (город Нижний Тагил Свердловской области)

Уважаемый Андрей Владимирович! На практике столкнулись с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 307 оплата коммунальных услуг производится либо по показаниям ИПУ, либо - при отсутствии такового - по расчетной формуле. В некоторых домах установлены ОДПУ двухтарифного учета потребленной электроэнергии. В квартирах же имеются новые ИПУ, но однотарифные - в итоге сумма платежей граждан существенно превышает ту, которая должна быть исчислена в соответствии с показаниями ОДПУ. С этим вопросом граждане обращались в министерства области и РФ - Минэнерго и Минрегион, однако внятных ответов так и не получили, а энергопоставляющие компании получают неосновательное обогащение в крупных размерах. Как вы можете прокомментировать подобное положение вещей?

Андрей Владимирович Чибис: Прежде всего, хочу обратить внимание, что в настоящее время порядок предоставления коммунальных услуг гражданам установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Порядок расчетов в соответствии с новыми Правилами претерпел существенные изменения, в том числе в связи с установлением особенностей расчетов при использовании общедомовых приборов учета (ОДПУ). Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 применяется до 2015 г. только в части расчетов за отопление и то, если регионами будет принято решение о сохранении расчета за отопление исходя из 1/12. Теперь к вопросу. Позвольте обратить внимание на то, что индивидуальные приборы учета (ИПУ) используются для определения количества индивидуально потребленной коммунальной услуги в конкретном помещении, ОДПУ - для определения объема потребленной коммунальной услуги в целом по многоквартирному дому. Установка у Вас в квартире нового однотарифного ИПУ и расчет размера платы, который Вы должны осуществить в соответствии с показаниями ОДПУ пусть и двухтарифного учета потребленной электроэнергии, никак не взаимосвязаны. Это рассчитывается и отражается в Вашем платежном документе самостоятельно и отдельной строкой. Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). Кроме того, в соответствии с п. 70 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения. Форма этого платежного документа утверждена приказом Минрегиона России от 19.09.2011 № 454 и отражает всю необходимую информацию. Поэтому для начала надо разобраться, что именно Вас не устраивает: сумма, которую Вы платите по ИПУ, или сумма, которую Вы платите по ОДПУ? Если Вы полагаете, что расчет стоимости потребленной и подлежащей оплате электроэнергии по ОДПУ некорректен, то необходимо выяснить, каким образом и исходя из каких показаний осуществляется этот расчет. Вы можете это сделать самостоятельно, применив приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг (указанное приложение определяет порядок расчетов), либо Вы можете, руководствуясь пп. р п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, запросить необходимую информацию у организации, оказывающей соответствующую услугу. Организация обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды. В крайнем случае, Вы можете обратиться в орган государственного жилищного надзора с жалобой на неправомерные начисления и потребовать проведения соответствующей проверки. В любом случае, независимо от того, какой вариант поведения Вы изберете, мы рекомендуем Вам организовать проведение (естественно, с иными собственниками помещений в Вашем доме) аудита энергопотребления в Вашем доме, чтобы четко понять, на что и в каком объеме тратится электроэнергия, нет ли несанкционированных врезок в систему электроснабжения Вашего дома, в том числе со стороны недобросовестных граждан, проживающих в Вашем доме, и какие могут быть реализованы мероприятия, направленные на оптимизацию общедомовых расходов.

Старкова Надежда Васильевна (Екатеринбург)

Здравствуйте! Мы живем в доме 2008 г. постройки, все квартиры оборудованы приборами учета на ГВС, ХВС, электроэнергии. Многие собственники установили в квартирах теплосчетчики. Дом оборудован вводными счетчиками и отдельно электросчетчиком на МОП. За сентябрь пришли квитанции нового образца и с новыми расчетами за ОДН. У нас расход воды на ОДН больше, чем на личные нужды в 2 раза. В перерасчете на весь дом пропорционально площадям на дом идет в среднем по 700 кубов в месяц. Это что, у нас бассейн в доме или аквапарк? Показания общедомовых счетчиков управляющая компания (УК) не указала. Это что же за расчеты такие? УК теперь ни за что не отвечает: ни за протечки в общих трубах, ни за воровство энергоресурсов и воды жильцов в частном порядке, ни за проживание без регистрации аулами и таборами в квартирах. Зачем тогда людям индивидуальные счетчики, если ведется расчет по общедомовым? Конкретная ситуация в нашем доме: квартирные счетчики не опломбированы с момента сдачи дома уже 4 года, что дает возможность несанкционированного отбора воды и электроэнергии. УК об этом знала, приняла такие счетчики от застройщика. В этом году появились большие небалансы, начали воровать воду и электроэнергию, все равно заплатят жильцы! УК несет ответственность за правильную эксплуатацию квартирных счетчиков и несанкционированное (воровство) потребление в жилых помещениях? Почему законопослушные плательщики должны страдать и оплачивать воров. Это же в основном пенсионеры. Энергосберегающий закон обязывает установку счетчиков. Зачем они тогда нужны, если учет потребления ведется все равно по общедомовым счетчикам?! Спасибо!

Андрей Владимирович Чибис: Ситуация в данном случае очень схожа предыдущей ситуацией, когда жителей не устраивает размер начислений за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию, только здесь иной ресурс - вода. Кроме того, попутно задается несколько более детальных вопросов, связанных с эксплуатацией и использованием показаний приборов учета. Начнем с того, что если Вас не устраивают суммы, которые выставляются Вам по показаниям ОДПУ, варианты действий практически такие же, как и выше: либо самостоятельно проверить правильность расчетов с использованием приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, либо запросить подробный расчет у управляющей организации, либо обратиться с жалобой в соответствующую жилищную инспекцию. На наш взгляд, с такими ситуациями, прежде всего, необходимо разбираться самостоятельно, мы - хозяева в нашем доме, мы, как потребители, за все платим, и мы должны четко понимать, за "что" и "почему" мы платим деньги. Если мы сами не будем понимать механизм образования конечного платежа, а будем только уповать на то, что придет строгий контролер, во всем разберется и всех накажет, то мы никогда не будем полноценными хозяевами в своем доме. Расход воды, который Вы указываете, действительно очень большой. Если управляющая компания не указывает показания ОДПУ, Вы согласно пп. е п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг вправе потребовать предоставления Вам в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможности ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета. УК должна обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. Эту информацию управляющая организация обязана ежемесячно получать путем снятия показаний ОДПУ в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

С точки зрения ответственности управляющей организации за протечки в общих трубах, за воровство и другие указанные Вами случаи, то все зависит от того, какие обязательства есть у Вашей управляющей организации в соответствии с заключенным с ней договором и что входит в оплачиваемую Вами стоимость содержания общедомового имущества. Кстати, тот факт, что квартирные счетчики до сих пор не опломбированы, это скорее вопрос к собственникам квартир, а не к управляющей организации или застройщику. Отсутствие пломбировки позволяет недобросовестному собственнику (или потребителю коммунальных услуг) манипулировать показаниями прибора учета или иными словами занижать их. Ничто не мешает собственникам сейчас сделать опломбировку, и необходимо провести эту работу, что позволит выявить несанкционированное потребление воды непосредственно в жилых помещениях. Если у Вас появились большие небалансы и Вы уверены, что это происходит в силу воровства воды и электроэнергии, то Вы на общем собрании собственников помещений в доме вправе принять решение и провести серьезный аудит состояния систем водоснабжения и электроснабжения Вашего дома. Если у Вас есть вопросы к управляющей организации и Вы считаете, что она недобросовестно исполняет свои обязанности, Вы можете поставить вопрос о расторжении с ней договора, конечно предварительно сформулировав перед ней все имеющиеся вопросы и проблемы.

И еще раз обращаю внимание на то, что оплата коммунальной услуги по индивидуальному прибору учета не исключает оплату коммунальной услуги по общедомовому прибору учета, поскольку многоквартирный дом, как и Ваша индивидуальная квартира, потребляет коммунальные услуги (свет, вода, тепло и т.д.), которые должны быть оплачены собственниками помещений в доме.