Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

2. В настоящих Федеральных правилах используются следующие определения:

"аварийное оповещение" - уведомление поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих бедствие;

"аэроузел" - объединение близко расположенных районов аэродромов (вертодромов), которые имеют общие границы и организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования;

"аэронавигационные данные" - сведения об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов;

"аэронавигационная информация" - информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных;

"аэростат" - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

"безопасность использования воздушного пространства" - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 74;

(см. текст в предыдущей редакции)

"боковое эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

"вертикальное эшелонирование" - рассредоточение пилотируемых воздушных судов по высоте на установленные интервалы, выражаемые в величинах абсолютной (относительной) высоты при полетах на высоте перехода и ниже и через эшелоны полета при полетах на эшелоне перехода и выше;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.07.2015 N 685, от 03.02.2020 N 74)

(см. текст в предыдущей редакции)

"визуальный полет беспилотного воздушного судна" - полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 74)

"воздушная трасса" - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;

"воздушное движение" - воздушные суда (летательные аппараты), находящиеся в полете или движущиеся по площади маневрирования аэродрома;

"воздушное судно-нарушитель" - воздушное судно (летательный аппарат), допустившее нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации или пересекшее государственную границу Российской Федерации с нарушением установленных правил;

"воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации" - часть воздушного пространства над государственной границей Российской Федерации, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;

"временный режим" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства Российской Федерации в отдельных его районах;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991;

(см. текст в предыдущей редакции)

"горизонтальное эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов в горизонтальной плоскости по расстоянию на установленные интервалы;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 N 685)

"диспетчерское обслуживание" - обслуживание (управление), предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования воздушного движения;

"диспетчерское разрешение" - разрешение экипажу воздушного судна действовать в соответствии с условиями, доведенными органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);

"дирижабль" - летательный аппарат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости;

"документ аэронавигационной информации" - публикация, содержащая аэронавигационную информацию;

"Единая система" - Единая система организации воздушного движения Российской Федерации;

"запретная зона" - воздушное пространство Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого запрещено использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Федеральными правилами;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

(см. текст в предыдущей редакции)

"зона ограничения полетов" - воздушное пространство Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями;

"зона (район) Единой системы" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого оперативные органы Единой системы осуществляют свои функции;

"использование воздушного пространства" - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения;

"контролируемый аэродром" - аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения вне зависимости от наличия диспетчерской зоны;

"контролируемое воздушное пространство" - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание;

"координирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на оптимизацию воздушного пространства в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства;

"кратковременное ограничение" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства для обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов;

"маршрут обслуживания воздушного движения" - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;

"маршрут полета" - проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;

"маршрут зональной навигации" - маршрут обслуживания воздушного движения, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;

"международная воздушная трасса" - воздушная трасса, открытая для международных полетов;

"местная воздушная линия" - контролируемое воздушное пространство (ниже эшелона перехода) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;

"местный режим" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства в отдельных районах воздушного пространства зоны Единой системы;

"неконтролируемый аэродром" - аэродром, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 74)

"извещение NOTAM" - извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию;

"обслуживание воздушного движения" - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание;

"опасная зона" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов;

"органы Единой системы" - руководящие органы (Федеральное агентство воздушного транспорта и его территориальные органы), а также оперативные органы Единой системы;

"органы обслуживания воздушного движения (управления полетами)" - оперативные органы Единой системы, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, операторов аэродромов гражданской авиации, не включенных в состав аэропортов федерального значения, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также операторов вертодромов гражданской авиации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2017 N 182)

(см. текст в предыдущей редакции)

"органы противовоздушной обороны" - оперативные органы Вооруженных Сил Российской Федерации, на которые возложена задача несения боевого дежурства по противовоздушной обороне;

"план использования воздушного пространства" - определенные сведения о планируемой деятельности, представляемые центрам Единой системы;

"планирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами;

"полетно-информационное обслуживание воздушного движения" - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;

"пользователи воздушного пространства" - физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;

"приаэродромная территория" - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории;

"продольное эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;

"разовый полет" - любой полет воздушного судна, не являющийся регулярным полетом;

"разрешение на использование воздушного пространства" - предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы;

"район аэродрома" - воздушное пространство обслуживания воздушного движения аэродрома (узловой диспетчерский район, диспетчерская зона) либо часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенные для организации выполнения полетов по схемам вылета, захода на посадку, ухода на второй круг, полета по кругу;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

(см. текст в предыдущей редакции)

"район аэроузла" - часть воздушного пространства, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов с 2 и более близко расположенных аэродромов;

"районный центр" - оперативный орган Единой системы, предназначенный для организации использования воздушного пространства в своем районе Единой системы;

"район полетной информации" - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

"связь "диспетчер - пилот" по линии передачи данных" - средство связи между диспетчером и пилотом в целях управления воздушным движением с использованием линии передачи данных;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 N 685)

"система наблюдения обслуживания воздушного движения" - системы радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, первичного обзорного радиолокатора, вторичного обзорного радиолокатора или любая другая наземная (воздушная, морская) система, позволяющая опознать воздушное судно и обеспечивающая уровень безопасности полетов и характеристики, не хуже обеспечиваемых моноимпульсным вторичным обзорным радиолокатором;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.07.2015 N 685)

(см. текст в предыдущей редакции)

"сокращенный интервал вертикального эшелонирования (RVSM)" - интервал вертикального эшелонирования, применяемый в диапазоне от эшелона полета 290 до эшелона полета 410 для эшелонирования воздушных судов, имеющих допуск к полетам с применением RVSM;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 N 685)

"старший авиационный начальник" - должностное лицо, наделенное правами и обязанностями, определенными воздушным законодательством Российской Федерации. Для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок гражданской авиации старшим авиационным начальником является должностное лицо, назначаемое главным оператором аэропорта, вертодрома или владельцем посадочной площадки, а для аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, аэродромов совместного базирования старшим авиационным начальником аэродрома (вертодрома) является должностное лицо, назначенное уполномоченным органом, в ведении которого находится такой аэродром (вертодром);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.09.2011 N 743, от 13.06.2018 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

"структура воздушного пространства" - совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991;

(см. текст в предыдущей редакции)

"управление полетами" - действия группы руководства полетами организаций государственной и экспериментальной авиации, направленные на своевременное и безопасное выполнение экипажами воздушных судов полетных заданий;

"эшелонирование" - вертикальное, горизонтальное (продольное, боковое) рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.07.2015 N 685)

(см. текст в предыдущей редакции)

"эшелон перехода" - самый нижний эшелон полета, который может быть использован для полета выше высоты перехода;

"эшелон полета" - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 760 мм ртутного столба (1013,2 гПа) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)

"давление QNE" - стандартное атмосферное давление с заранее определенным значением 760 мм ртутного столба или 1013,2 гПа, устанавливающим единый уровень отсчета барометрической высоты;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"давление QFE" - атмосферное давление на уровне превышения аэродрома (вертодрома) (или порога взлетно-посадочной полосы);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"давление QNH аэродрома" - атмосферное давление на аэродроме, приведенное к среднему уровню моря (здесь и далее применяется уровень Балтийского моря) по стандартной атмосфере;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"давление QNH района" - атмосферное давление, минимальное из приведенных к среднему уровню моря по стандартной атмосфере фактических давлений в пределах района полетной информации или его части;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"RNP" - префикс, обозначающий навигационную спецификацию, основанную на зональной навигации, которая включает требование к контролю на борту воздушного судна за выдерживанием и выдачей предупреждений о несоблюдении навигационных характеристик;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"RNAV" - префикс, обозначающий навигационную спецификацию, основанную на зональной навигации, которая не включает требование к контролю на борту воздушного судна за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении навигационных характеристик;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"абсолютная высота" - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"абсолютная высота перехода" - абсолютная высота, на которой или ниже которой положение воздушного судна в вертикальной плоскости выдерживается в значениях абсолютной высоты;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"бюллетень доступности воздушного пространства" - документ аэронавигационной информации, публикуемый главным центром Единой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий аэронавигационные данные, предоставляющие пользователю воздушного пространства оперативную информацию о доступности элементов структуры воздушного пространства для планирования деятельности на определенный период времени;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"взлет" - этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета применительно к конкретному воздушному судну;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"воздушное пространство свободной маршрутизации" - часть контролируемого воздушного пространства, в пределах которого полет воздушного судна может выполняться по маршруту с заданной точностью навигации между основными точками, опубликованными в документах аэронавигационной информации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"воздушное пространство обслуживания воздушного движения" - воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов и для которого определены виды обслуживания воздушного движения и правила полетов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"видимость полетная" - видимость из кабины воздушного судна в полете;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"высота перехода" - высота, установленная для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе высоты полета;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"гибкое использование воздушного пространства" - комплексная характеристика, определяющая возможность максимально эффективного использования временно ограниченного воздушного пространства всеми заинтересованными пользователями;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"диспетчерское указание" - директивные указания органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), предписывающие экипажу воздушного судна выполнить конкретное действие;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"зональная навигация" - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полеты по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств, или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"контрольная точка аэродрома" - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома в выбранной системе координат;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"навигация, основанная на характеристиках (PBN)" - зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту обслуживания воздушного движения, схеме захода на посадку по приборам или полет в установленном воздушном пространстве;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"навигационная спецификация (RNAV, RNP)" - совокупность требований к воздушному судну и летному экипажу, необходимых для обеспечения полетов в условиях навигации, основанной на характеристиках (PBN), в пределах установленного воздушного пространства;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"обледенение" - отложение льда на различных частях воздушного судна;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"относительная высота" - расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"перрон" - часть рабочей площади аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки (высадки) пассажиров, погрузки (выгрузки) почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"площадь маневрирования аэродрома" - часть аэродрома, исключая перрон (стоянку), предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"полет" - движение воздушного судна с начала взлета до окончания посадки;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"порог взлетно-посадочной полосы" - начало участка взлетно-посадочной полосы, предназначенного для приземления воздушных судов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"посадка" - этап полета от момента замедленного движения воздушного судна с высоты начала выравнивания (начала торможения при вертикальной посадке) до момента касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"рабочая площадь аэродрома" - часть аэродрома, состоящая из площади маневрирования и перрона (стоянки);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"спрямление маршрута полета" - полет воздушного судна между основными точками маршрута полета, указанного в плане полета воздушного судна, при наличии диспетчерского разрешения, выдаваемого органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) по запросу экипажа при условии обеспечения безопасности использования воздушного пространства;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"уровень полета" - положение находящегося в полете воздушного судна в вертикальной плоскости (относительная высота, абсолютная высота или эшелон полета);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

"условный маршрут (участок маршрута) обслуживания воздушного движения" - маршрут обслуживания воздушного движения либо его участок, который используется только на условиях, опубликованных в документах аэронавигационной информации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2020 N 1991)

3. Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществление деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, производится в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации.

4. Воздушные суда, оборудованные государственной радиолокационной системой опознавания Российской Федерации, выполняют полеты в воздушном пространстве Российской Федерации с включенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания.

5. Настоящие Федеральные правила обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).

6. Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено в соответствии с настоящими Федеральными правилами.