1. Общие положения

1.1. Настоящие "Методические рекомендации по планированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности" (далее - Методические рекомендации) разработаны по заданию МПТР России для издательств, издательско-полиграфических комплексов, издательских холдингов и издательских домов, других организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, занимающиеся издательской деятельностью, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности (далее - Издательство).

1.2. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности (утв. Приказом Мининформпечати РФ от 28 декабря 1993 г. N 259), ранее действовавшая в отрасли, отменена Приказом МПТР России от 23.04.2002 N 73.

1.3. Издательство осуществляет обычную деятельность, целью которой является получение прибыли от продаж (ПБУ 10/99), по следующим направлениям:

- выпуск издательской продукции на различных видах носителей, в том числе бумажных, магнитных и т.п. (гл. 30 ГК РФ);

- выполнение издательских работ по договорам подряда (гл. 37 ГК РФ) - подготовка оригиналов-макетов и т.п.;

- оказание издательских услуг по договорам возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), в том числе по редактированию, научному, контрольному, техническому, корректуре и др.п.

1.4. Методические рекомендации устанавливают единые методы планирования и учета затрат на производство и продажу издательской продукции (работ, услуг) для обеспечения сопоставимости данных при определении состава и классификации расходов, объектов калькулирования; способов распределения затрат по отчетным периодам, видам издательской продукции (работ, услуг), а также при проведении экономического анализа затрат, выявления резервов их снижения и т.д.

1.5. Себестоимость издательской продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме затраты на выпуск и продажу издательской продукции, завершенных работ, оказанных услуг. Затраты на выпуск издания, включающие расходы на издательскую подготовку и полиграфические работы, образуют производственную себестоимость (себестоимость выпуска); производственная себестоимость и затраты на продажу образуют полную себестоимость; затраты на выпуск издания и его продажу, включающие только переменные расходы, образуют неполную себестоимость.

1.6. В Методических рекомендациях понятия "реализация" и "продажа" используются как синонимы. Понятия "расходы" и "затраты" также используются как синонимы, так как в ПБУ 10/99 и гл. 25 Налогового кодекса (НК) РФ определяются следующим образом:

для целей бухгалтерского учета расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также их продажей, называются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99); при формировании этих расходов обеспечивается их группировка по элементам затрат, а для целей управления организуется их учет по статьям затрат (п. 8 ПБУ 10/99);

для целей налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты Издательства; под обоснованными расходами понимают экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ; расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).