ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.И. КЛЕАНДРОВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

АБЗАЦА 4 ПУНКТА 3 ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 170, ПУНКТА 1 СТАТЬИ 311

И ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 312 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ОАО "КАРБОЛИТ,

ЗАО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БЕРЕГ", ОАО "ЗАВОД

"МИКРОПРОВОД" И ОАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ

ПРЕДПРИЯТИЕ "РЕСПИРАТОР"

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П по делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами ЗАО "Производственное объединение "Берег", ОАО "Карболит", ОАО "Завод "Микропровод" и ОАО "Научно-проиводственное предприятие "Респиратор" из предмета рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации по данному делу было исключено положение части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации (пункт 1.2 мотивировочной части) и производство по жалобам заявителей в этой части было прекращено (пункт 4 резолютивной части Постановления).

Это исключенное из предмета рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации положение, находящееся в статье 170 "Содержание решения" АПК Российской Федерации, провозглашает, что в мотивировочной части решения (по исковому производству в арбитражном суде первой инстанции - раздел II главы 20 АПК Российской Федерации) могут содержаться ссылки на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики (далее вместо части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации указывается: процитированная норма).

Такое решение Конституционного Суда Российской Федерации - об исключении из предмета рассмотрения по делу процитированной нормы - означает прежде всего, и это очень важно, что судья ("тройка" судей) арбитражного суда, пересматривая свое прежнее дело в соответствующей инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам, при вынесении нового решения (постановления) не вправе сослаться в нем на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как вынесенного по вопросам судебной практики, так и принятого Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Это очевидно, поскольку в процитированной норме не сказано: могут содержаться ссылки на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а это означает, что такие ссылки в новом решении (постановлении) содержаться не могут.

Между тем, как это вытекает из содержания мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу и фактически закреплено в пункте 1 его резолютивной части, - в рамках взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 АПК Российской Федерации (по смыслу, придаваемому им толкованием в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 марта 2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 14), истолкованных в конституционно-правовом смысле Конституционным Судом Российской Федерации, - вновь открывшимися обстоятельствами по делу после принятия по нему вступившего в законную силу решения (постановления) является практика применения законодательства, которая после принятия такого решения (и его вступления в законную силу) или постановления определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации: в Постановлении Пленума или в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Другими словами, для судьи арбитражного суда, рассмотревшего дело в первой инстанции и принявшего (вынесшего и провозгласившего) по нему решение, вступившее в законную силу, равно для судей апелляционной и кассационной инстанций, принявших (вынесших и провозгласивших) соответствующее постановление, вновь открывшимся обстоятельством по делу - как это однозначно вытекает и из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 марта 2007 года N 17 в редакции от 14 февраля 2008 года N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам"; и из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу - в качестве основания пересмотра его прежнего решения (постановления) выступают в равной мере как Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, так и Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятое по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Последнее уточнение акцентирует внимание на том, что речь идет именно о Постановлении Президиума, поскольку Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давно, с 1995 года, не рассматривает дела в порядке надзора и, соответственно, не выносит по ним постановлений.

Не имея права при пересматриваемом по этому - вновь открывшемуся обстоятельству - делу в новом решении (постановлении) сослаться на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое для него - в данном случае - единственно и именно является вновь открывшимся обстоятельством, как и чем судья ("тройка" судей) арбитражного суда может и должен обосновывать свое новое по данному делу решение (постановление)? А ведь он еще должен как-то обосновать отмену своего прежнего решения по этому делу, правда, эту отмену он осуществляет определением, и, видимо, там он может сослаться на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Ведь если он в новом решении (постановлении) сошлется на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (принятое, в том числе, в порядке надзора по другому делу) как на вновь открывшееся обстоятельство, он нарушит процитированную норму АПК Российской Федерации, которая:

а) сама по себе не содержит такой возможности;

б) выведена из предмета рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации по настоящему делу с прекращением производства в этой части с мотивировкой: вытекающее из названного положения право арбитражного суда при вынесении судебного акта сослаться в качестве дополнительного обоснования своего решения на разъяснения по вопросам судебной практики, сформулированные в Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, корреспондирует закрепленному статьей 127 Конституции Российской Федерации полномочию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики и не предполагает освобождение арбитражного суда от установленной статьей 120 Конституции РФ обязанности, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, разрешить дело в соответствии с законом, а следовательно, само по себе положение части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права и свободы (пункт 1.3 мотивировочной части Постановления), то такая ссылка, соответственно, является основанием для отмены его решения (статьи 270, 288 АПК Российской Федерации).

Но если он не сошлется на такое Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как на вновь открывшееся обстоятельство, чем он сможет мотивировать свое новое решение? А он свое решение должен мотивировать - в абзаце 2 пункта 3 части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации прямо и однозначно сказано: в мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений. Ведь не может же судья ("тройка" судей) в обоснование принимаемого им нового решения (постановления) по делу по вновь открывшимся обстоятельствам в конспирологических целях - чтобы не нарушать положение процитированной нормы - указать: "есть мнение, что...". То есть, не мотивируя свое новое решение, судья также нарушает закон, да и любое немотивированное судебное решение подлежит отмене.

Положение не спасает приведенное выше обоснование выведения процитированной нормы из предмета рассмотрения данного дела Конституционным Судом Российской Федерации. Указание в этом обосновании на право арбитражного суда при вынесении судебного акта в качестве дополнительного обоснования своего решения сослаться на разъяснения по вопросам судебной практики, сформулированные в Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, здесь не точно.

Во-первых, при вновь открывшемся обстоятельстве у арбитражного суда возникает не право, а прямая обязанность в своем новом решении (постановлении) сослаться именно на это - конкретное - вновь открывшееся обстоятельство.

Во-вторых, ссылка на это вновь открывшееся обстоятельство не может здесь быть дополнительным обоснованием нового решения (постановления) - это главное обстоятельство (и причина) отмены прежнего решения по этому делу и главный, а может быть и единственный, аргумент, обосновывающий новое по нему решение (постановление).

В-третьих, при сопоставлении подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 13 со статьей 16 Закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", соответствующих норм АПК Российской Федерации и норм Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 года N 7, однопорядковыми величинами здесь являются:

1) Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, формулирующее разъяснение по вопросам судебной практики (раздел V "Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Регламента арбитражных судов Российской Федерации);

2) Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 59.2 названного Регламента, устанавливающий, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды);

3) Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенное при рассмотрении дел по пересмотру судебных актов в порядке надзора (глава 12 названного Регламента).

То обстоятельство, что это однопорядковые здесь величины, подчеркивает и тот факт, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу формулировка "...практика применения которого после его принятия была определена (или изменена) в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе вынесенного по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора..." повторяется неоднократно, а с учетом несколько иной, но близкой по смыслу и по существу редакции - 16 раз (12 - в мотивировочной и 4 - в резолютивной его частях).

В-четвертых, указание на неосвобождение арбитражного суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, от обязанности разрешить дело в соответствии с законом, здесь недостаточно, ибо одна и та же норма закона в неизменной редакции: а) применялась судом, вынесшим прежнее решение (постановление), теперь пересматриваемое; б) применена дающим разъяснение по вопросам судебной практики Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, равно Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятым по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, что и является вновь открывшимся обстоятельством; в) должна быть применена судом, мотивирующим свое новое решение (постановление) в режиме вновь открывшихся обстоятельств. Норма закона во всех трех случаях неизменна, но ее прочтение (толкование) меняется: в стадии б) она обязывает судью ("тройку" судей) его истолкование, совершенное им в стадии а), отменить и при вынесении решения (постановления) в стадии в) истолковать так, как оно истолковано в стадии б). Именно потому, что истолкование, произведенное в стадии б), является для стадий а) и в) вновь открывшимся обстоятельством.

В данном случае вообще речь идет не о конституционном полномочии Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики, а о непосредственном предмете по данному делу, закрепленному в последнем абзаце пункта 1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Речь идет о Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обоих видов, но прежде всего - принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, и именно как основании пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, оспариваемого заявителем в порядке надзора и основанного на положениях законодательства, практика применения которого после принятия такого судебного акта определена указанным Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Остроту проблемы усиливает также и то обстоятельство, что Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятое по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, является теперь - по фактуре данного дела - вновь открывшимся обстоятельством как основание пересмотра ранее принятого по делу арбитражным судом решения (постановления), причем и в режиме главы 36 АПК Российской Федерации (производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора, т.е. после вынесения соответствующего определения "тройкой" судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), и в режиме главы 37 АПК РФ (производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) - при непосредственном обращении заявителя в арбитражный суд инстанции, вынесшей по делу прежнее, подлежащее пересмотру, решение.

Из вышеизложенного следует, что арбитражный судья ("тройка" судей), пересматривающий собственное прежнее решение (постановление) по делу в связи с вновь возникшими обстоятельствами (в любом из трех названных режимов) как в случае, если он согласен с тем, что здесь имеет место именно вновь открывшееся обстоятельство, т.е. иное, чем у него в прежнем решении (постановлении), толкование нормы закона, так и в случае, если он с этим не согласен, при вынесении нового решения (постановления) по делу встает перед дилеммой: сослаться на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (любого из двух видов) как на вновь открывшееся обстоятельство и тем самым нарушить положения процессуальной нормы, что может повлечь отмену этого повторного решения, либо не ссылаться на него и мотив пересмотра своего решения не обосновывать и тем самым нарушить процитированную норму, что также может повлечь, с еще большей степенью вероятности, отмену этого нового решения (постановления).

При этом судья (как, равно, и "тройка" судей) естественно осознает, что любое развитие событий, в случае их неоднократности либо по другим основаниям, может повлечь для него принятие к нему мер дисциплинарного воздействия - не за совершение судебной ошибки, а за нарушение (явно вынужденное, без вариантов) закона. Соответственно, любое вынесенное находящимся в таковом положении судьей ("тройкой" судей) судебное решение (постановление) не будет по-настоящему правосудным, справедливым и находящимся в рамках конституционного поля, что, в свою очередь, не может не нарушать конституционные права заявителей на справедливое правосудие.

Означает ли сказанное, что процитированная норма, если бы она не была исключена из предмета настоящего дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, обязательно была бы признана не соответствующей Конституции Российской Федерации (ее статьям 4 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 18, 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3), 120 (часть 1), 123 (часть 3), 127, как указывает один из заявителей по делу - ОАО "Карболит", в первоначальной жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации обжаловавший единственно процитированную норму?

Отнюдь. Будучи включенной в предмет дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, и находясь в системном единстве с положениями пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 АПК Российской Федерации, она, по всей вероятности, подверглась бы конституционно-правовому истолкованию, изложенному в пункте 1 (либо в отдельном - "персональном" - для нее пункте) резолютивной части Постановления, примерно в такой формулировке: "признать положение части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу его содержание не предполагает невозможность в мотивировочной части решения сослаться на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора".