Письмо ВАС РФ от 06.01.1993 N С-13/ОР-3 "О некоторых вопросах организации работы по применению Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 января 1993 г. N С-13/ОР-3

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ"

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3930-1 с 1 марта 1993 года вводится в действие Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 утратил силу с 1 марта 1998 года в связи с принятием Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассматриваются Высшими арбитражными судами республик в составе Российской Федерации, арбитражными судами краев, областей, городов, автономной области и автономных округов по месту нахождения предприятий - должников, указанному в их учредительных документах.

Учитывая, что с 1 марта 1993 г. на рассмотрение арбитражных судов начнут поступать заявления о возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, необходимо принять меры, направленные на обеспечение надлежащей организации разрешения соответствующих дел.

1. Из числа судей целесообразно выделить 1 - 2 состава (3 - 6 человек), которые будут специализироваться на рассмотрении дел о признании предприятий несостоятельными (банкротами). За оставшееся до введения Закона в действие время следует организовать углубленное изучение названными судьями Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а также проблем, связанных с оценкой финансового состояния предприятий, их кредиторской и дебиторской задолженности, взаимоотношениями с банками, бухгалтерским учетом, залоговым правом.

В этих целях, наряду с организуемой Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации учебой судей на базе Академии народного хозяйства, можно использовать существующие в регионах различные формы экономического образования.

2. Необходимо наладить взаимодействие с региональными структурами федеральной службы (агентства) по делам о несостоятельности (банкротстве), создание и обеспечение функционирования которой возложено на Правительство Российской Федерации и Госкомимущество Российской Федерации. При этом следует учитывать, что названная служба будет располагать сведениями о лицах, которые могут выполнять функции арбитражных и конкурсных управляющих, назначаемых арбитражным судом (ст. ст. 12 и 19 Закона).

3. Представляется полезным располагать полной информацией о независимых аудиторских организациях, которым арбитражным судом может быть поручено составление и представление бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов в случае непредставления соответствующих документов предприятием - должником (ст. 5 Закона).

4. Целесообразно силами арбитражного суда осуществить, в том числе с использованием средств массовой информации, мероприятия по разъяснению руководителям предприятий, работникам экономических и юридических служб основных положений Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", обратив особое внимание на вопросы оформления заявлений о возбуждении дел о банкротстве предприятиями - должниками (ст. 5), необходимость соблюдения кредиторами доарбитражного порядка урегулирования спора о задолженности (ст. 6), порядка рассмотрения дел о признании предприятий несостоятельными (банкротами), применения к ним ликвидационных и реорганизационных процедур.

5. Необходимо принять меры по пропаганде журнала "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", имея в виду, что в указанном журнале должны публиковаться объявления: о проведении конкурса участников санации предприятия - должника (п. 4 ст. 13 Закона); о решениях арбитражных судов о признании предприятий несостоятельными (банкротами) и открытии конкурсного производства (ст. 17); о расторжении мирового соглашения между предприятием - должником и кредиторами (п. 3 ст. 43); о добровольной ликвидации предприятий - должников под контролем кредиторов (п. 1 ст. 51).

6. Для учета дел о признании предприятий несостоятельными (банкротами) и изучения практики их разрешения просьба оперативно направлять в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (на имя заместителей председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации О.В. Бойкова и В.В. Витрянского) копии определений арбитражного суда о возбуждении производства по делам указанной категории; о приостановлении производства по названным делам в целях применения к предприятиям - должникам реорганизационных процедур; о возобновлении производства по делам в случаях прекращения внешнего управления имуществом должника либо санации, а также решений арбитражного суда о признании мирового соглашения недействительным или о его расторжении; о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления о признании предприятия несостоятельным (банкротом).

7. Принимая во внимание, что рассмотрение дел о признании предприятий несостоятельными (банкротами) может длиться продолжительный период (более полутора лет), в течение которого потребуется осуществлять контроль и производить большое число процессуальных действий, необходимо разработать специальную систему учета дел названной категории и обеспечить ее эффективное применение.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации предлагает относиться к делам о признании предприятий несостоятельными (банкротами), как к особой категории дел, требующих пристального внимания, глубокого и тщательного изучения, в целях принятия взвешенных и обоснованных решений с учетом их социально-экономических последствий.

Председатель Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ