Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика разработана в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и в целях обеспечения нормативно-методической базы для расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на жилищные и коммунальные услуги.

1.2. Экономически обоснованные ставки и тарифы отражают общественно необходимые затраты на производство и реализацию услуг, а также создают возможность рентабельной работы предприятий при достижении требуемых потребителем результатов (параметров качества обслуживания).

Основными целями введения экономически обоснованных ставок и тарифов являются:

- перевод предприятий жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем осуществления постепенного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги, то есть переход к оплате обслуживания в соответствии с его стоимостью;

- реализация экономической оценки и стимулирования качества и надежности обслуживания в уровне тарифа, то есть возможность оценки услуги как товара;

- предотвращение установления монопольно высоких ставок и тарифов экономическими методами, обеспечение социальной защиты граждан при распределении и оплате услуг.

1.3. Рассчитанные на базе данной Методики экономически обоснованные ставки и тарифы применяются для определения уровня платежей граждан на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги. При этом экономически обоснованные ставки на содержание и ремонт жилья применяются для государственного и муниципального, общественного жилищного фонда, предоставленного гражданам по договору найма, а тарифы на коммунальные услуги - для всех видов жилищного фонда, независимо от форм собственности.

При этом необходимо иметь в виду, что Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О введении в действие Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение в переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, те же условия, что и нанимателям в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

1.4. Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а упомянутым выше Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 утверждены сроки поэтапного перехода, которые предусматривают постепенное приближение к оплате услуг населением в соответствии с реальными затратами на их оказание, то есть постепенное сближение действующих и экономически обоснованных ставок и тарифов (табл. 1.1).

КонсультантПлюс: примечание.

Указанные сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг отменены Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 235.

Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.

ТАБЛИЦА 1.1

Сроки поэтапного перехода

на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг

┌──────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

│ Год │ Предельный уровень платежей граждан │

│ │ (в процентах к затратам на содержание │

│ │ и ремонт жилья и коммунальных услуг) <*> │

├──────────┼─────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

│ 1994 │ 15 - 20 │

│ │ │

│ 1995 │ 20 - 40 │

│ │ │

│ 1996 │ 40 - 60 │

│ │ │

│ 1997 │ 60 - 80 │

│ │ │

│ 1998 │ 100 │

└──────────┴─────────────────────────────────────────────────┘

---------------------------------

<*> Без учета затрат на капитальный ремонт жилищного фонда.

КонсультантПлюс: примечание.

Согласно ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в течение 10 лет.

Таким образом, конечным этапом перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг является полное возмещение населением издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. На промежуточных же этапах должны быть установлены темпы повышения доли покрытия реальных нормативных затрат за счет средств населения в границах, указанных в таблице 1.1.

В этих условиях на переходный период должна быть сохранена практика установления двух групп тарифов:

- первая группа - это экономически обоснованные ставки и тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, покрывающие затраты предприятий на их производство и реализацию, представляющие собой экономическую разновидность тарифов, получаемых предприятием за услуги вне зависимости от действующего в каждый конкретный период уровня ставок и тарифов для населения.

Экономически обоснованные тарифы устанавливаются исходя из нормативов затрат на оказание услуг и согласованного между "Заказчиком" <*> и "Подрядчиком" <**> размера прибыли в зависимости от гарантий качества обслуживания.

-------------------------------

<*> В качестве субъекта собственности жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры и, как правило, заказчика на жилищно-коммунальные услуги выступают местные органы исполнительной власти или их структуры, созданные для этих целей.

<**> Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которым основные фонды, предназначенные для эксплуатации и обслуживания жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, переданы в полное хозяйственное ведение - являются субъектами хозяйствования и "Подрядчиком" (исполнителем) по производству услуг жилищно-коммунального хозяйства. "Подрядчиком" могут быть предприятия различных форм собственности.

Экономически обоснованные ставки и тарифы утверждаются местными администрациями и отражаются в договорах подряда в качестве платежей за единицу физической величины, производимых жилищно-коммунальных услуг в соответствии с их качеством;

- вторая группа представляет собой утвержденные местной администрацией ставки и тарифы для населения на жилищные и коммунальные услуги на каждый конкретный период.

Размер указанных ставок и тарифов устанавливается в пределах сроков и уровней платежей граждан в процентах к экономически обоснованным тарифам на оплату жилья и коммунальных услуг, определенных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 935 (см. табл. 1.1).

1.5. Уровень экономически обоснованных ставок и тарифов при переходе к рыночной экономике должен диктоваться условиями рынка (специфичными для каждой территории) и устанавливаться на основе справедливой рыночной цены, учитывающей качественные параметры предоставляемых услуг, подобно тому как, например, учитывается качество жилья в условиях его обмена, который на данном этапе в наибольшей степени отражает реальные рыночные отношения.

Однако, отсутствие в настоящее время в каждом населенном пункте рынка производителей услуг требует исходить при формировании экономически обоснованных тарифов из нормативных затрат на жилищно-коммунальные услуги, дифференцированных с учетом объективных природных, градостроительных и демографических условий конкретного населенного пункта, а также учитывать потребительские свойства, которые устанавливаются по согласованию между "Заказчиком" и "Подрядчиком", исходя из состояния основных фондов ЖКХ. Использование нормативов затрат и возможность установления ставок и тарифов в соответствии с качеством обслуживания дает заказчику инструмент, позволяющий объективно оценить при отсутствии рынка услуг затраты на их производство и соответствующий этим затратам уровень потребительских свойств.

Таким образом, составляющими экономически обоснованного тарифа являются:

- себестоимость жилищно-коммунальных услуг, определяемая исходя из нормативных затрат, устанавливается по согласованию между "Заказчиком" и "Подрядчиком";

- рентабельность, величина которой устанавливается договорным путем "Заказчиком" и "Подрядчиком" в зависимости от качества и надежности обслуживания.

Рентабельность при согласованных "Заказчиком" и "Подрядчиком" параметрах качества обслуживания устанавливается на уровне, необходимом для создания условий нормального функционирования предприятий.

В целом экономически обоснованный тариф (Т) определяется по формуле:

T = S + П, где

S - себестоимость услуг;

П - прибыль, размер которой устанавливается в зависимости от согласованного "Заказчиком" и "Подрядчиком" уровня рентабельности.

Себестоимость и экономически обоснованные ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги пересматриваются в зависимости от изменения цен и тарифов на материалы, электроэнергию, топливо и другие виды ресурсов, изменения условий оплаты труда и инфляционных процессов, что оговаривается в договорах, заключаемых на оказание услуг.

1.6. Себестоимость как экономическая категория представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятий ЖКХ на оказание услуг потребителям.

Себестоимость складывается из затрат, связанных с использованием в процессе оказания услуг, основных фондов, материальных, топливно-энергетических, трудовых и других видов ресурсов, обусловленных технологией и организацией производства, а также затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства. Затраты на воспроизводство основных фондов включаются в себестоимость в виде амортизации (износа) в процентах от балансовой стоимости основных фондов в зависимости от срока их службы.

Для усиления заинтересованности предприятий в производстве услуг необходимого уровня качества, в договорах должна предусматриваться их оплата за весь технологический цикл от производства услуги до ее реализации непосредственно населению.

Отсюда себестоимость услуг, представляющая основу экономически обоснованного тарифа, должна включать нормативные затраты на все виды работ и услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ различных форм собственности потребителям в соответствии с договором подряда.

В себестоимость жилищно-коммунальных услуг не включаются только те затраты, которые носят непостоянный характер и могут оказываться по желанию граждан. Оплата такого рода услуг должна производиться отдельно за дополнительную плату (косметический ремонт квартир по желанию граждан, замена санитарно-технических изделий по желанию граждан или пришедших в негодность по его вине и т.д.).

1.7. Исходной базой для определения экономически обоснованных ставок и тарифов служит:

- перечень работ и услуг, оказываемых потребителям в соответствии с договором подряда;

- нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат, а также нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;

- данные бухгалтерской отчетности.

Использование в отдельных случаях для расчета себестоимости, а в конечном итоге и экономически обоснованного тарифа, практических затрат (из-за отсутствия нормативов или их несоответствия реальным условиям) должно быть согласовано "Заказчиком".

1.8. Состав себестоимости, содержание ее отдельных элементов зависят от конкретного вида услуг, оказываемых потребителям.

В настоящей методике речь идет об услугах по содержанию и ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг, к которым относятся услуги по водоснабжению и водоотведению, тепло-, электро- и газоснабжению, вывозу жидких нечистот в неканализованном жилищном фонде.

При этом услуга, являющаяся товаром, имеющим определенные потребительские свойства, включает в свой состав полный цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализацию услуги непосредственно потребителю, независимо от того, выполняются все работы по производству и реализации услуги одним предприятием или отдельные виды работ поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям или частным фирмам.

Так, например, стоимость услуги по содержанию и ремонту жилья, установленная в договоре подряда со службой "Заказчика", включает в свой состав выполнение работ по поддержанию в надлежащем техническом состоянии ограждающих конструкций, кровли, лестничных клеток и других элементов зданий, уборку лестниц, мест общего пользования и придомовой территории. К этому же виду услуг относится обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, вывоз мусора и другие работы, предусмотренные "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда".

В этих условиях в состав экономически обоснованного тарифа по содержанию и ремонту жилья включаются затраты на весь комплекс работ, связанных с оказанием данной услуги, несмотря на то, что такие работы, как обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора и др., выполняются, как правило, специализированными предприятиями по договорам субподряда с ремонтно-эксплуатационными (жилищно-эксплуатационными) предприятиями.

Для предотвращения монопольно высоких цен на услуги специализированных организаций их уровень должен утверждаться местной администрацией в соответствии с действующим законодательством, а затем при необходимости включаться в состав экономически обоснованного тарифа по содержанию и ремонту жилья.

В некоторых случаях по решению местных органов власти из оплаты жилья могут быть выделены услуги по вывозу твердых бытовых отходов и пользование лифтами и оплачиваться населением отдельно.

Состав услуг водоснабжения включает обслуживание и ремонт водозаборных сооружений, насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей, включая внутридомовые.

1.9. Ниже, в разделах 2 и 3 настоящей работы, приведена методика расчета себестоимости услуг по содержанию и ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг.

Целесообразно расчеты себестоимости и экономически обоснованных ставок и тарифов проводить с участием территориальных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и органов ценообразования республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, что позволит обеспечить их разработку на единой нормативной базе.