Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

Подъем на высоту 13 500 м

Подъемы на высоту 13 500 м проводятся в барокамере, оборудованной кислородно-дыхательной аппаратурой в варианте комплекта кислородного оборудования ККО-5 или ККО-15 с использованием защитного снаряжения (высотного компенсирующего костюма ВКК-6 или ВКК-15 в сочетании с защитным шлемом ЗШ-5 или ЗШ-7 и кислородными масками КМ-34, КМ-34Д, КМ-35 или гермошлемом ГШ-6). Перед подъемом проводится десатурация в целях профилактики высотной декомпрессионной болезни.

К высотным испытаниям допускается летный состав, изучивший особенности работы и эксплуатации кислородно-дыхательной аппаратуры и защитного снаряжения на высоте более 12 000 м и прошедший обучение дыханию и речи под избыточным давлением. Подъем проводится в индивидуально выбранном и подогнанном снаряжении не более четырех и не менее двух человек одновременно. Связь осуществляется по переговорному устройству. Визуальное наблюдение ведется через иллюминаторы.

Перед высотными испытаниями врач посредством технического подъема должен определить высоту срабатывания (создания избыточного давления) каждого кислородного прибора КП-52, имеющегося в барокамере. Это позволит ему точнее прогнозировать очередность и момент создания избыточного давления в снаряжении у каждого летчика, более полно и внимательно наблюдать за их реакциями на моделируемую аварийную ситуацию. Затем летчиков инструктируют о целях предстоящего подъема, особенностях работы кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения, возможных декомпрессионных нарушениях и мерах по их устранению, а также напоминают о наиболее характерных ощущениях дискомфорта при создании избыточного давления в снаряжении на высоте более 12 000 м.

Летному составу разъясняются следующие положения:

ознакомление с условиями пребывания и работы при барокамерном подъеме на высоту до 13 500 м в снаряжении с избыточным давлением поможет летчику быстро и правильно оценить аварийную ситуацию и выполнить необходимые действия при разгерметизации кабины самолета в стратосферном полете;

подъем на высоту 13 500 м проводится для практического ознакомления летчика с необычными условиями пребывания и работы в снаряжении с избыточным давлением и предметного показа эффективности и надежности защитных средств при разгерметизации кабины на больших высотах;

включение кислородного прибора КП-52М в режим избыточного давления происходит автоматически на высоте 11 000 - 13 000 м;

в момент срабатывания кислородного прибора создается избыточное давление в системе дыхания (до 400 - 500 мм вод. ст.) и камерах высотного компенсирующего костюма (до 1 кгс/см2); при этом могут отмечаться кратковременные затруднения дыхания и речи, резкое обжатие тела костюмом, непроизвольное изменение позы, ограничение и затруднение движений, сужение поля зрения вследствие "вырастания" герметического шлема;

через 3 - 5 секунд после срабатывания кислородного прибора избыточное давление автоматически уменьшается до 100 - 150 мм вод. ст. в системе дыхания и до 0,1 - 0,15 кгс/см2 в высотном компенсирующем костюме; одновременно уменьшаются или полностью исчезают указанные дискомфортные ощущения;

по мере дальнейшего подъема плавно нарастает избыточное давление в системе дыхания и снаряжения, которое на высоте 13 500 м устанавливается в пределах 400 - 500 мм вод. ст. в кислородной маске (герметическом шлеме) и 0,4 - 0,5 кгс/см2 в высотном компенсирующем костюме; нарастают ощущения дискомфорта, но в значительно меньшей степени, чем при создании максимального избыточного давления в снаряжении на высоте 11 000 - 13 000 м.

Непосредственно перед подъемом врач проводит летному составу:

надевание и подгонку защитного снаряжения (высотный компенсирующий костюм, кислородная маска или герметический шлем);

проверку герметичности надетой кислородной маски (или герметического шлема);

регистрацию исходных физиологических показателей (частоты сердечных сокращений, артериального давления);

проверку работоспособности и исправности кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения путем создания вручную избыточного давления до 500 мм вод. ст. и 0,5 кгс/см2 в кислородной маске и высотном компенсирующем костюме или до 1000 мм вод. ст. и 1,0 кгс/см2 - в герметическом шлеме и высотном компенсирующем костюме. При неисправности кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения избыточное давление не создается;

30-минутную десатурацию (дыхание 100%-ным кислородом в барокамере на земле).

По окончании десатурации производится подъем до высоты 13 500 м при дыхании 100%-ным кислородом по следующей циклограмме:

подъем до высоты 8000 м со скоростью 30 - 50 м/с; остановка в течение 1 - 2 минут, регистрация частоты сердечных сокращений (артериального давления), летчики записывают в протокол оценку самочувствия, положение лепестков индикатора кислорода ИК-52, проверяют плотное прилегание герметического шлема;

подъем до высоты 13 500 м со скоростью 50 м/с с остановкой на этой высоте в течение 2 - 3 минут. В процессе подъема на высоте 11 000 - 13 000 м срабатывает кислородный прибор КП-52. Во время остановки производится регистрация частоты сердечных сокращений. Летчики докладывают врачу о самочувствии, записывают в протокол положение лепестков индикатора кислорода ИК-52, давление в герметическом шлеме (кислородной маске), основные дискомфортные ощущения, отмечают возможность выполнения рабочих движений и ведения связи по переговорному устройству;

спуск до высоты 7000 м со скоростью 50 м/с и далее со скоростью 30 м/с до земли. Регистрация частоты сердечных сокращений (артериального давления). Запись летчика о самочувствии после завершения спуска.

Летчик (курсант) во время подъема ведет самонаблюдение и протокол записей летчика при подъеме на высоту 13 500 м (приложение N 4 к приложению N 6 к настоящим Правилам), в котором фиксирует положение лепестков индикатора кислорода ИК-52, давление в герметическом шлеме (кислородной маске), самочувствие в баллах (1 - 5), возможные дискомфортные или болезненные ощущения, отмечает особенности ведения связи по переговорному устройству и выполнения управляющих движений при избыточном давлении в снаряжении.

На всех этапах подъема врач должен вести непрерывное визуальное наблюдение за летчиком, его внешним видом и поведением, поддерживать с ним связь по переговорному устройству, оперативно контролировать динамику частоты сердечных сокращений (артериального давления), фиксировать его реакции на стрессовые условия моделируемой разгерметизации кабины и возможные нарушения состояния организма вследствие воздействия декомпрессии и внезапного создания избыточного давления в снаряжении. Это необходимо для обоснования оценки результатов подъема, переносимости летчиками высотной декомпрессии и условий дыхания и работы в снаряжении с избыточным давлением, а также для своевременного принятия срочных мер при ухудшении состояния обследуемого.

Досрочное прекращение подъема осуществляется только при развитии высотной декомпрессионной болезни любой формы и степени, а также высотного метеоризма, бароотосинусопатии и бароденталгии, не поддающихся купированию изменением режима подъема (уменьшение скорости подъема, площадка) и физиологическими приемами самопомощи (произвольная отрыжка, отхождение газов естественным путем, глотание, зевание, "вентиляция" ушей).

При проведении подъема на высоту 13 500 м следует помнить о возможности развития высотной гипоксии вследствие плохой подгонки маски. В случае ее недостаточной фиксации летчик должен плотнее прижать маску и подтянуть ремень. При неэффективности указанного мероприятия подъем прекращается, включается аварийная подача кислорода и производится спуск.

У практически здоровых лиц, пользующихся правильно подогнанным снаряжением, подъем на высоту до 13 500 м вызывает заметные функциональные изменения только на высоте 11 000 - 13 000 м при срабатывании механизма создания избыточного давления в снаряжении: частота сердечных сокращений возрастает на 10 - 15 уд./мин., артериальное давление - на 20 - 25 мм рт. ст. В процессе спуска и снижения избыточного давления показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления нормализуются.

При этом отмечается, что летчик ознакомлен с воздействием декомпрессии и факторов моделируемой разгерметизации кабины на высотах до 13 500 м. Указываются наиболее характерные для него ощущения дискомфорта при создании избыточного давления в снаряжении. Одновременно дается оценка переносимости больших степеней разрежения атмосферы (декомпрессии).

Полученные при подъемах результаты врач заносит в журнал учета барокамерных подъемов летного состава войсковой части (приложение N 5 к приложению N 6 настоящих Правил) и в медицинские книжки летного состава.

Переносимость декомпрессии оценивается как нормальная или пониженная.

Нормальная переносимость. Жалоб на выраженное ухудшение самочувствия и общего состояния нет. Симптомы высотной декомпрессионной болезни отсутствуют. Симптомы умеренного метеоризма (урчание и незначительное вздутие живота) или бароотопатии (ощущение заложенности ушей) быстро купируются приемами самопомощи. Изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, дискомфортные ощущения при максимальном избыточном давлении - в пределах допустимых величин. Летчик правильно и своевременно заполняет протокол. Программа подъема выполнена полностью.

Пониженная переносимость. Жалобы на резкое ухудшение самочувствия и общего состояния. Наблюдаются симптомы высотных декомпрессионных расстройств: метеоризм, бароотосинусопатия и бароденталгия. Приемы самопомощи успеха не имеют. Изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления и характер дискомфортных ощущений неадекватны условиям подъема. Отмечаются неправильные записи в протоколе. Подъем прекращен досрочно.

Лица с пониженной переносимостью гипоксии временно отстраняются от летной работы. При выявлении пониженной переносимости гипоксии эти лица направляют на стационарное обследование в отделение врачебно-летной экспертизы госпиталя.