Решение Верховного Суда РФ от 25.02.2003 N ГКПИ02-1411 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Правительства РФ "О порядке закрепления и использования, находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" от 05.01.1998 N 3>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 февраля 2003 г. N ГКПИ02-1411

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

Председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре - Ч.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Преображенскнефть" о признании недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений",

установил:

ЗАО "Преображенскнефть" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Гражданскому кодексу РФ и нарушают права и законные интересы ЗАО "Преображенскнефть" в сфере предпринимательской деятельности.

В суде представитель ЗАО "Преображенскнефть" К.М. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта содержат нормы гражданского права, запрещающие юридическому лицу, в частности ЗАО "Преображенскнефть", заключать договора и получать в безвозмездное пользование федеральное государственное имущество.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ М. и К.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта определяют статус и компетенцию Минимущества России как органа государственной власти при передаче находящегося в федеральной собственности имущества. Права и охраняемые законом интересы заявителя постановление Правительства РФ не нарушает.

Выслушав объяснения представителя ЗАО "Преображенскнефть" К.М., представителей заинтересованного лица Правительства РФ М., К.А., исследовав материалы дела и заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издало 5 января 1998 г. Постановление N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений".

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 124 устанавливает, что Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Постановление N 3 от 5 января 1998 г. издано Правительством РФ в целях упорядочения использования и повышения эффективности управления находящимися в федеральной собственности административными зданиями, строениями и нежилыми помещениями, расположенными на территории Российской Федерации.

Правительство РФ в силу статьи 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет управление федеральной собственностью.

Пунктом 1 Постановления установлено, что Министерство государственного имущества Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иной порядок не установлен федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений:

закрепление их на праве оперативного управления или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям;

закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями;

передачу в аренду иным организациям по договору.

Из объяснений представителя Правительства РФ М. в суде следует, что данной нормой определены полномочия Минимущества России в части закрепления зданий, строений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, на праве оперативного управления, на праве хозяйственного ведения, а также передаче их в аренду и в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Пункт 1 Постановления не содержит запрета хозяйственным обществам заключать договора безвозмездного пользования, поэтому доводы заявителя о том, что оспариваемым нормативным правовым актом Правительства РФ незаконно ограничена правоспособность юридического лица, являются несостоятельными.

Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (статья 690 Гражданского кодекса РФ).

Правительство Российской Федерации, осуществляя управление федеральной собственностью, установило порядок закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, определив компетенцию Минимущества России как федерального министерства, работой которого оно руководит.

Пунктом 2 Постановления Министерству государственного имущества Российской Федерации поручено разработать и утвердить порядок оформления закрепления в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления административных зданий, строений и нежилых помещений на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, а также порядок оформления передачи их в аренду и в безвозмездное пользование.

Данный пункт Постановления носит порученческий характер, адресован федеральному министерству и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица (ЗАО "Преображенскнефть").

Доводы заявителя о том, что ЗАО "Преображенскнефть" на основании имеющейся лицензии на право пользования недрами для добычи, разведки углеводородов и водопользования на Колганском нефтяном месторождении и договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование произвело значительные лицензионные платежи, капитальные вложения в ремонт и обустройство имущества (скважин глубокого бурения), развития инфраструктуры, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, т.к. юридическое лицо не лишено возможности требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, заявление ЗАО "Преображенскнефть" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление закрытого акционерного общества "Преображенскнефть" о признании недействующими пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.