Решение Верховного Суда РФ от 10.12.2008 N ВКПИ08-81 <О признании частично недействующими пунктов 301, 307, абзаца 2 пункта 309 и подпункта "в" пункта 313 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 2008 г. N ВКПИ08-81

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,

при секретаре Гавричкове В.В.,

с участием:

заявителя Щекина Д.Н.,

заместителя начальника 1 отдела, старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Белоусова Е.И.,

представителей Министерства обороны Российской Федерации полковника Кузнецова О.В., подполковника Колесова А.А. и Обедина А.А.,

представителя Министерства юстиции Российской Федерации Власовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щекина Дмитрия Николаевича об оспаривании пунктов 301, 307, абзаца 2 пункта 309 и подпункта "в" пункта 313 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 (далее - "Порядок"),

установила:

Щекин Д.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащими Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" пп. 301, 307, абзац 2 п. 309 и подп. "в" п. 313 Порядка.

Приказом командира в/ч 32882 от 18 декабря 2006 года N 014 он был зачислен в распоряжение командира в/ч 19689, где находится с 30 января 2007 года до настоящего времени.

1 сентября 2007 года Щекин в составе указанной войсковой части в связи с ее передислокацией на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2007 года N 04, Директивы Главнокомандующего Военно-Воздушными силами (ВВС) от 28 апреля 2007 года N 665/2/0307, директивы начальника Главного штаба ВВС от 11 мая 2007 года прибыл из пос. Сокол Владимирской области в г. Клин-5 Московской области. При этом ему не было выдано подъемное пособие, установленное для военнослужащих при переезде на новое место службы, предусмотренное п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В связи с этим, по мнению заявителя, оспариваемые им положения Порядка нарушают права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, находящихся в распоряжении командира (начальника), и членов их семей на получение подъемного пособия при переезде на новое место службы в связи с передислокацией воинской части (подразделения), в списках которой они находятся.

В судебном заседании заявитель свои требования поддержал. Представители Министерства обороны Российской Федерации полковник Кузнецов О.В., подполковник Колесов А.А. и Обедин А.А. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении, указав на то, что оспариваемые пункты Руководства не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав заявителя. В обоснование своей позиции представители заинтересованного лица высказали мнение о том, что оспариваемый Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции, а переезд военнослужащих, находящихся в распоряжении командира (начальника) в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части, в списках которой они числятся (на обеспечении которой находятся), не является переводом к новому месту военной службы.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключения заместителя начальника 1 отдела, старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Белоусова Е.И. и представителя Министерства юстиции РФ Власовой Н.Ю., полагавших необходимым заявление оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Щекина подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.

На основании и во исполнение вышеуказанного положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этим Законом полномочий издан Приказ от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", которым был утвержден Порядок.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за N 8304 и официально опубликован 27 сентября 2006 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 215.

Таким образом, вышеупомянутый Приказ издан должностным лицом - Министром обороны в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности в связи с нахождением его в распоряжении командира (начальника). Зачисление в распоряжение командира (начальника) согласно ст. 13 Порядка прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, производится для решения вопросов дальнейшего прохождения им военной службы.

Анализ вышеперечисленных норм приводит к выводу о том, что нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника) является прохождением военной службы. При этом лица, относящиеся к указанной категории, сохраняют за собой статус военнослужащих, то есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производится выплата подъемного пособия.

Данная правовая норма в качестве обязательного условия выплаты военнослужащим подъемного пособия предусматривает только их переезд на новое место службы в другой населенный пункт в связи с возникновением вышеперечисленных обстоятельств, в том числе в связи с передислокацией воинской части и каких-либо других условий не содержит.

В соответствии с подп. "в" п. 313 Порядка подъемное пособие не выплачивается военнослужащим, находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников).

П. 301 и абз. 2 п. 309 Порядка регламентируют порядок исчисления указанного выше подъемного пособия. При этом, по смыслу указанных пунктов выплата военнослужащим подъемного пособия производится лишь при вступлении военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены (зачислении на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования) или которую они занимают на день прибытия воинской части (подразделения) в пункт новой постоянной дислокации. Членам семьи, переехавшим не одновременно с военнослужащим, подъемное пособие выплачивается исходя из окладов по воинскому званию и основной воинской должности, занимаемой военнослужащим на день регистрации их по новому месту военной службы военнослужащего.

Согласно же п. 307 Порядка военнослужащим, освобожденным от воинских должностей и в период нахождения в распоряжении соответствующего командира (начальника), переехавшим в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части (подразделения), в которой они проходили военную службу перед зачислением в распоряжение, подъемное пособие выплачивается один раз - по назначении на воинские должности и вступлении в исполнение обязанностей по ним в воинской части (подразделении) вне прежнего места ее дислокации.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что изданный во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" Порядок, а именно пп. 301, 307 и абз. 2 п. 309 вводят дополнительное условие для выплаты подъемного пособия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командира (начальника), переехавшим в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части, в списках (на обеспечении) которой они находятся, и членам их семей, переехавшим не одновременно с военнослужащими указанной категории, -вступление военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены, что не предусмотрено данным Федеральным законом.

Что касается подп. "в" п. 313 Порядка, то он исключает указанную категорию военнослужащих и членов их семей из числа имеющих право на выплату пособия при любых условиях, что также противоречит п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Довод представителей Министра обороны Российской Федерации о том, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении командира (начальника), при передислокации воинской части, в списках которой (на обеспечении) которой они находятся, не переводятся в установленном порядке к новому месту службы, не может повлиять на обоснованность указанных выводов, поскольку п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в качестве основания для выплаты пособия устанавливает переезд военнослужащего.

К аналогичным выводам следует прийти, оценивая довод представителей заинтересованного лица о том, что социальные гарантии, предусмотренные законодательством о статусе военнослужащих, не распространяются на указанную категорию военнослужащих, поскольку упомянутое подъемное пособие является выплатой, носящей компенсационный характер, причитающейся военнослужащему по контракту и членам его семьи в связи с затратами, понесенными при переезде.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда РФ, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ,

решила:

заявление Щекина Дмитрия Николаевича удовлетворить.

Признать пункты 301, 307, абзац 2 пункта 309 и подпункт "в" пункта 313 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, в той части, в которой они лишают права на выплату подъемного пособия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, находящихся в распоряжении командира (начальника), переехавших в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части, в списках (на обеспечении) которой они находятся, и членов их семей противоречащими пункту 3 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его составления в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.Н.КОРОНЕЦ