Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55.

1.2. Порядок распространяется на предприятия, организации и другие юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации (в дальнейшем именуются "предприятия").

1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" экономические санкции и штрафы применяются к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен и получившим при этом незаконную выручку (доход).

Под незаконной выручкой (доходом) понимается разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам), примененным с нарушением действующего законодательства, и выручкой от реализации продукции по ценам (тарифам), определенным в соответствии с нормативными актами по вопросам ценообразования Правительства Российской Федерации и местных органов власти и управления.

1.3.1. Изъятию в бюджет подлежит вся сума незаконно полученной выручки (дохода) в результате нарушений государственной дисциплины цен за весь период нарушения, но не более чем за два года.

Одновременно с изъятием суммы незаконно полученной выручки (дохода) предприятие уплачивает штраф в том же размере, а при повторном нарушении - в двукратном размере.

Изъятие незаконной выручки и взыскание штрафа производится за счет хозрасчетного дохода коллектива независимо от финансового состояния предприятия и его взаимоотношений с бюджетом.

1.3.2. В случае невозможности определения суммы незаконно полученной выручки к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяется штраф в размере 25% от суммы месячного объема реализации (товарооборота) данной продукции (работ, услуг).

1.3.3. За непредоставление статистической и (или) бухгалтерской отчетности или предоставление органам контроля цен заведомо недостоверных (ложных) документов предприятие уплачивает штраф в размере 50 тыс. руб.

Уплата штрафа не освобождает предприятие от предоставления необходимых материалов.

1.3.4. Применение экономических санкций к предприятиям не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен.

1.4. Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушения порядка: применения свободных (рыночных) цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления; формирования и применения регулируемых цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; регулирование цен на продукцию и услуги предприятий - монополистов.

1.4.1. Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконной выручки (дохода) в результате нарушения порядка установления и применения всех видов цен (тарифов), а также доплат, надбавок, скидок, накидок к ним, порядка расчетов, отпуска продукции (работ, услуг).

1.4.2. Нарушениями дисциплины цен, по которым применяются экономические санкции, в частности, являются:

завышение уровня регулируемых цен (тарифов) против предельных уровней, утвержденных в установленном порядке;

завышение фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);

применение свободных цен при наличии регулируемых;

завышение (снижение) свободных оптовых (отпускных) цен (тарифов) на импортную продукцию (товары);

непредоставление или предоставление в уменьшенном размере скидок, начисление непредусмотренных наценок или завышение установленных надбавок к ценам (тарифам);

получение предприятием - поставщиком дополнительных средств в собственные фонды от потребителей сверх стоимости продукции, реализуемой по регулируемым ценам;

включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также реализация некомплектной продукции;

применение цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении регулируемых цен и тарифов;

завышение свободных оптовых (отпускных) цен на продукцию, когда из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при поступлении жалоб потребителей);

завышение торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок против установленных предельных уровней;

завышение уровня свободных розничных цен против зарегистрированных в реестре предприятия (продавца);

отсутствие должного оформления свободных цен (протокола, договора и реестра).

1.4.3. Кроме того, к нарушениям государственной дисциплины цен предприятиями - монополистами относятся:

изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;

необоснованное повышение (снижение) действующих цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом;

превышение предельного уровня рентабельности в случаях установления его по отдельным видам продукции;

нарушение порядка регистрации декларированных цен.

Предприятия - монополисты, допустившие нарушение антимонопольного законодательства в части установленного порядка ценообразования, уплачивают штраф в размере до 1 млн. руб. в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".