Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Задачи, направленные на достижение цели 4 "Интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны"

4. Задачи, направленные на достижение цели 4

"Интеграция в мировое транспортное пространство, реализация

транзитного потенциала страны"

В целях обеспечения интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны необходимо решить следующие основные задачи:

создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок;

обеспечение конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне;

содействие увеличению участия российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов;

содействие развитию экспорта транспортных услуг за счет обслуживания грузов иностранных грузовладельцев;

интеграция в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического пространства, а также в рамках Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с Европейским союзом;

развитие хабовых технологий международных перевозок пассажиров;

создание интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах.

Решение задачи создания конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок предусматривает:

организационно-технологическую и информационную интеграцию железнодорожных, портовых, пограничных и таможенных систем, участвующих в транзитных перевозках (в том числе с использованием Транссиба);

интеграцию системы перевозок по внутренним водным путям в систему перевозок грузов между государствами Центральной и Южной Азии, Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими государствами, с другой стороны;

создание условий для увеличения объемов транзитных пролетов авиакомпаний третьих стран по транссибирским, трансполярным, кроссполярным и другим маршрутам воздушного пространства России, соединяющим Европу с Восточной и Юго-Восточной Азией, а также Северную Америку с Южной и Юго-Восточной Азией;

разработку и реализацию мер государственной поддержки развития комплексных транспортно-логистических и интеллектуальных технологических систем управления цепями поставок товаров на транспортных коридорах, обеспечивающих конкурентоспособную коммерческую скорость движения товарных потоков;

развитие механизмов и бизнес-структур, обеспечивающих формирование сквозных услуг на транспортных коридорах, оптимальное взаимодействие всех участников цепи поставок товаров, включая таможенные и пограничные службы.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

в транспортном комплексе - совершенствование государственного регулирования в сфере осуществления экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов, создание информационных систем взаимодействия участников процессов поставки товаров по транспортным коридорам, координации их работы, мониторинга и управления товародвижением, а также развитие транспортно-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров;

на железнодорожном транспорте - повышение гибкости тарифов на транзитные перевозки, упрощение процедур пересечения границ, приоритетная расшивка "узких мест" транспортных коридоров, а также консолидация усилий железнодорожных компаний стран Единого экономического пространства по развитию транзита;

на морском транспорте - поддержание конкурентоспособного уровня портовых сборов и тарифов, интеграция информационных систем;

на воздушном транспорте - развитие систем аэронавигационного обслуживания и увеличение количества аэродромов, категорированных по метеоминимумам Международной организации гражданской авиации, для их использования в качестве запасных аэродромов при осуществлении перелетов между Азией и Европой, а также Северной Америкой и Азией.

Создание конкурентоспособных транспортных коридоров должно перейти от стадии развития их сетевой инфраструктуры и отдельных транспортно-логистических центров к этапу технологической интеграции, созданию систем координации бизнес-процессов и управления в цепях поставок товаров. Решение указанной задачи позволит улучшить ключевые качественные характеристики международных коридоров, проходящих по территории России, повысить их конкурентоспособность по сравнению с альтернативными сухопутными, морскими и воздушными маршрутами. Возрастет эффективность транзитных перевозок грузов, перевозок внешнеторговых грузов, а также перевозок пассажиров в международном сообщении.

Решение задачи обеспечения конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне предусматривает:

мониторинг рынка экспорта транспортных услуг и изучение преимуществ основных внешних конкурентов;

мотивирование структурной модернизации транспортно-логистических систем в целях повышения их конкурентоспособности (в том числе за счет развития услуг по перевозке контейнерных и контрейлерных грузов в международном сообщении);

мотивирование создания национальных и интернациональных транспортно-логистических компаний, конкурентоспособных на мировом рынке;

совершенствование методов государственного регулирования тарифов, связанных с внешнеторговыми и транзитными перевозками. Создание механизмов координации тарифной политики поставщиков услуг в интересах привлечения дополнительных грузопотоков в направлениях международных транспортных коридоров, а также поддержание портовых сборов и тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность портов;

обеспечение свободного доступа профессиональной рабочей силы к рынку транспортных услуг в случаях, когда это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Повышение конкурентоспособности российских поставщиков транспортных услуг на мировых рынках и рост экспорта транспортных услуг являются приоритетами транспортной политики России.

Развитие экспорта транспортных услуг является столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. Рост объемов экспорта транспортных услуг предполагается обеспечить как за счет увеличения физических объемов перевозок пассажиров и грузов российскими транспортными компаниями, так и за счет повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг, а также за счет расширения доступа к перевозкам пассажиров и грузов между третьими странами. Одной из ключевых мер в этой области должна стать государственная поддержка создания крупной национальной транспортно-логистической компании, конкурентоспособной на мировом рынке.

Решение указанной задачи позволит увеличить роль российских транспортных компаний в обеспечении внешнеторговых и транзитных перевозок, превратить Россию в нетто-экспортера транспортных услуг и, таким образом, увеличить долю несырьевого экспорта.

Решение задачи содействия увеличению участия российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов предусматривает:

создание для российских перевозчиков не менее благоприятного режима при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран, а также разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;

содействие развитию российской транспортно-экспедиторской системы.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, совершенствование вагонного парка, формирование привлекательных сквозных тарифных ставок при перевозках транзитных грузов, а также приобретение иностранных транспортных и логистических компаний;

на морском транспорте - повышение доли внешнеторговых грузов, перевозимых судами под российским флагом;

на автомобильном транспорте - противодействие дискриминации российских автоперевозчиков на внешнем рынке транспортных услуг;

в транспортном комплексе - содействие развитию высокоэффективной национальной транспортно-экспедиторской системы, которая должна стать важным механизмом защиты и отбора конкурентоспособных российских транспортных организаций, обеспечивающих экспорт и импорт российских грузов.

Решение указанной задачи позволит обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российских транспортных и логистических компаний на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг.

Решение задачи содействия развитию экспорта транспортных услуг за счет обслуживания грузов иностранных грузовладельцев предусматривает:

привлечение судов для регистрации под российским флагом в целях увеличения экспорта транспортных услуг;

повышение привлекательности морских портов для переработки внешнеторговых грузов, а также закрепление достигнутых положительных тенденций по обработке российских внешнеторговых грузов в российских портах и снижению зависимости от портов сопредельных государств;

сокращение времени стоянки судов в порту за счет оптимизации работы пунктов пропуска;

разработку мер по эффективному использованию потенциала внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации как важнейших водных путей международного значения, а также снижение среднего времени транзита судов по внутренним водным путям;

привлечение в российские порты грузов иностранных фрахтователей для последующего транзита с использованием фидерных морских линий либо транспортных коммуникаций Российской Федерации, включая внутренние водные пути;

организация портовых особых экономических зон.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

в транспортном комплексе - защита прав российских компаний на международном рынке транспортных услуг (в том числе с использованием механизмов Всемирной торговой организации), а также участие Российской Федерации в многосторонних проектах международных организаций в сфере транспорта;

на морском транспорте - повышение конкурентоспособности перевозок грузов судами под российским флагом;

на внутреннем водном транспорте - повышение конкурентоспособности речного флота и использование транзитного потенциала внутренних водных путей.

Кроме того, необходимо создать привлекательные экономические условия для обслуживания грузов иностранных грузовладельцев российскими компаниями и увеличить за счет этого налогооблагаемую базу транспортных услуг.

Решение указанной задачи направлено на увеличение экспорта транспортных услуг и конкурентоспособности российских транспортных компаний на мировом рынке.

Решение задачи интеграции с международным транспортным пространством в рамках Единого экономического пространства, а также в рамках Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с Европейским союзом предусматривает:

гармонизацию транспортного законодательства Российской Федерации с международными нормами, а также с транспортным законодательством Республики Белоруссия и Республики Казахстан в рамках Единого экономического пространства;

расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, защиту российских интересов в рамках сотрудничества с международными организациями, а также участие в международных проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных (в том числе евроазиатских) транспортных связей;

координация проектов и программ развития инфраструктуры с государствами - партнерами по международным перевозкам (в первую очередь в рамках Единого экономического пространства);

формирование в полном объеме общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства в рамках Единого экономического пространства. Формирование согласованной транспортной политики и устранение любой дискриминации поставщиков транспортных услуг государств-участников на всей территории Единого экономического пространства;

гармонизацию нормативно-правового регулирования транспортной деятельности, унификацию технических стандартов и транспортных технологий с государствами, участвующими в цепях поставок внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через территорию Российской Федерации;

унификацию условий обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами и владельцев транспортных средств перед третьими лицами;

проведение единой политики в области транспортной безопасности, безопасности перевозок и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Транспортная интеграция в рамках Единого экономического пространства является ключевым направлением региональной транспортной интеграции. Продолжение развития всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества в области транспорта с Европейским союзом имеет огромное значение для российского и европейского бизнеса, взаимной торговли, инвестиций и туризма.

В долгосрочной перспективе международное сотрудничество в области транспорта должно содействовать интенсификации процессов региональной экономической интеграции, продвижению российских товаров и услуг на мировые рынки, упрощению процедур пересечения границ, увеличению объемов и расширению географии въездного и выездного туризма, а также росту престижа Российской Федерации в международных организациях и расширению ее влияния на принимаемые в этих организациях решения.

Решение задачи интеграции с международным транспортным пространством позволит обеспечить защиту интересов Российской Федерации и ее транспортных организаций на мировом рынке транспортных услуг, повысить эффективность транспортного обслуживания экономики и населения за счет развития интеграционных процессов в сфере транспорта.

Решение задачи развития хабовых технологий перевозок пассажиров предусматривает:

государственную поддержку развития аэропортов, перспективных с точки зрения использования хабовых технологий;

развитие трансферных пассажиропотоков и грузопотоков через международные узловые аэропорты Российской Федерации.

Решение указанной задачи позволит привлечь транзитные перевозки пассажиров и грузов и увеличить экспорт транспортных услуг.

Решение задачи создания интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками предусматривает:

развитие единого информационного пространства и унификацию информационного взаимодействия участников международных перевозок на международных транспортных коридорах;

развитие транспортно-таможенных технологий и информационных систем, ускоряющих доставку и пограничную обработку транзитных грузов;

создание межгосударственных систем обеспечения безопасности и информирования участников транспортного процесса на международных транспортных коридорах;

развитие систем мониторинга и обеспечения безопасности перевозки грузов на международных транспортных коридорах на основе глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.

Решение указанной задачи обеспечит эффективный мониторинг перевозок и управление грузо- и пассажиропотоками с использованием современных транспортно-логистических и информационно-коммуникационных технологий по международным транспортным коридорам, повысит надежность, доступность, скоростные параметры и качество перевозок.

Основные мероприятия по решению задач в рамках достижения цели 4 приведены в приложении N 4.