Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N КАС08-566 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53, которым признан частично недействующим пункт 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Федина А.И.,

членов коллегии - Манохиной Г.В., Хомчика В.В.,

с участием прокурора Богданова А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2008 года гражданское дело по заявлению Есипова Игоря Анатольевича о частичном признании недействующими подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, подпункта "а" пункта 6 и пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, и пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909,

по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., заключение прокурора Богданова А.Г., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Есипов И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что указанные положения нормативных правовых актов не соответствуют требованиям законодательства, а также нарушают его жилищные права.

При этом в заявлении Есипов И.А. указал, что как офицер запаса, имеющий восемь лет выслуги и уволенный с действительной службы в 1989 году по сокращению штатов, он в соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти.

Оспариваемые же им положения нормативных правовых актов препятствуют получению жилья, в том числе путем реализации государственного жилищного сертификата, в избранном постоянном месте жительства, а также получению денежной компенсации до обеспечения таким жильем, сохранению даты включения в списки квартирного учета по вновь избранному постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

Заявитель также просил возместить ему судебные расходы.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года заявление Есипова И.А. удовлетворено частично.

Суд признал недействующим со дня вступления решения в законную силу пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Военная коллегия постановила взыскать с Правительства Российской Федерации в пользу Есипова И.А. понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 20 (двадцати) рублей.

Суд отказал в удовлетворении заявления Есипова И.А. о признании недействующими и подлежащими отмене с момента принятия:

подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в той мере, в какой он исключает участие в Подпрограмме офицеров, уволенных с военной службы в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов в соответствии с законодательством Союза ССР, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет;

подпункта "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он исключает признание нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета офицеров, уволенных с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет;

пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он не определяет сохранение даты включения уволенного с военной службы гражданина в списки квартирного учета уволенных или увольняемых военнослужащих при передаче учетного дела в другой орган квартирного учета по вновь избранному гражданином постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

В кассационной жалобе Есипов И.А., не соглашаясь с решением Военной коллегии в той части, в которой в удовлетворении его требований отказано, просит его изменить, и принять в этой части новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме, поскольку суд неправильно применил к спорным отношениям часть 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат не только федеральному законодательству, но и статье 1 Соглашения между государствами СНГ от 14 февраля 1992 года по вопросу о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Российская Федерация обязалась сохранять за уволенными офицерами уровень прав и льгот, установленных ранее законодательством СССР. Установление Правительством Российской Федерации такого критерия осуществления жилищных прав уволенных военнослужащих и вставших на квартирный учет в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, как наличие у них 10 лет общей военной выслуги - это произвольное действие Правительства, поскольку ч. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такого права не устанавливает и его установление Правительству не делегирует.

Он также считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил его ходатайство о передаче дела в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам, поскольку в настоящее время он не является военнослужащим.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) устанавливает, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, осуществляется за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Аналогичные положения, предусматривающие право на получение жилья в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения, содержались и в первоначальной редакции этого Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что после вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" для получения жилья от государства военнослужащие-граждане должны, во-первых, проходить военную службу по контракту, во-вторых, иметь общую продолжительность военной службы 10 лет и более и, в-третьих, увольняться с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 в целях совершенствования порядка учета указанных военнослужащих и реализации их прав на получение жилья, в том числе путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила учета), а Постановлением от 21 марта 2006 года N 153 - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).

Как видно из подпункта "а" пункта 6 Правил учета, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Подпункт "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Из этого следует, что содержащиеся в Правилах учета и Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов положения, устанавливающие право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение жилья и предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения, воспроизводят положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не устанавливают каких-либо дополнительных ограничений.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания недействующими оспариваемых заявителем подпункта "а" пункта 6 Правил учета и подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Правильно также указала Военная коллегия в решении, что право на жилье Есипова И.А., уволенного с действительной службы по сокращению штатов в 1989 году, закреплено не в оспариваемых им нормативных правовых актах, а в действующем в настоящее время Положении о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193.

Из материалов дела видно, что на основании указанного Положения о льготах заявитель принят на учет для улучшения жилищных условий Постановлением главы администрации Адлерского района города Сочи от 28 ноября 1996 года N 1773.

Поэтому следует согласиться с выводом суда первой инстанции, что является беспредметным утверждение Есипова И.А. о том, что содержащиеся в оспариваемых правовых нормах положения уменьшают уровень прав и льгот, которыми обладали офицеры, уволенные с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, и исключают признание этих лиц нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, а также в получении государственного жилищного сертификата, в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет.

Является обоснованным и вывод Военной коллегии о том, что не подлежит удовлетворению заявление и в части оспаривания Есиповым И.А. пункта 22 Правил учета в той мере, в какой он не определяет сохранение даты включения уволенного с военной службы гражданина в списки квартирного учета уволенных или увольняемых военнослужащих при передаче учетного дела в другой орган квартирного учета по вновь избранному гражданином постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

Из части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции проанализировал эти положения Жилищного кодекса Российской Федерации и обоснованно указал в решении, что органы местного самоуправления принимают решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан и не имеющих права на внеочередное обеспечение жильем на основании их заявлений об этом в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.

Что касается порядка учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, то он установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

Из пункта 20 Правил учета следует, что на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 21 Правил учета, орган местного самоуправления на основании полученного учетного дела принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников.

Данный порядок постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилых помещений соответствует приведенным выше положениям статей 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пункт 22 Правил учета устанавливает, что в случае, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Этого пункт (во взаимосвязи с положениями пунктов 20 и 21 Правил учета) указывает на то, что пересылка документов учетного дела уволенного с военной службы гражданина осуществляется для решения органом местного самоуправления по вновь избранному этим гражданином постоянному месту жительства вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.

Поэтому суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что сохранение за гражданином, уволенным с военной службы, права на получение жилья при смене места жительства не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по дате постановки его на этот учет по прежнему месту жительства. Иное противоречило бы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органами местного самоуправления нуждающихся в жилых помещениях граждан на учет в порядке очередности.

Правильно также указал суд в решении, что проверка законов в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан в полномочия Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Что касается ходатайства заявителя о передаче дела для рассмотрения из Военной коллегии в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам, то оно удовлетворению не подлежит по основаниям, указанным в определении Военной коллегии от 5 сентября 2008 года.

При таких обстоятельствах решение Военной коллегии является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Есипова И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.В.ХОМЧИК