Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел III. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Статья 15. Организация бюджетного процесса

1. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функции Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, местных Советов народных депутатов.

2. В РСФСР устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета. Центральный банк РСФСР, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по его поручению ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти.

3. Совет Министров РСФСР, Советы Министров республик в составе РСФСР, органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов ежегодно до начала рассмотрения проектов бюджетов в Верховном Совете РСФСР, Верховных Советах республик в составе РСФСР и местных Советах народных депутатов делают их достоянием гласности. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджетов. Совет Министров РСФСР ежегодно публикует сводный отчет об исполнении консолидированных бюджета РСФСР и бюджетов республик в составе РСФСР.

4. Органы исполнительной власти республик в составе РСФСР, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов представляют сведения об исполнении консолидированных бюджетов территорий в Министерство финансов РСФСР и Государственный комитет РСФСР по статистике. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности для бюджетов возлагается на Министерство финансов РСФСР и Государственный комитет РСФСР по статистике.

5. Верховным Советом РСФСР и Верховными Советами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно и публично, за исключением тех случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством к категории государственных тайн.

Статья 16. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения в соответствующие Советы народных депутатов о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Рассмотрение предложений в соответствующем Совете народных депутатов обязательно включает в себя всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах целесообразности, необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности их осуществления.

Принимаемые Советами народных депутатов решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределения расходов.

Решения Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, местных Советов народных депутатов о санкционировании бюджетных расходов являются основой для выделения бюджетных ассигнований.

2. Совет Министров РСФСР, Советы Министров республик в составе РСФСР, органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования вносят уточненный проект бюджета на утверждение в соответствующий Совет народных депутатов. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.

Действие части 3 статьи 16 приостановлено (Федеральный закон от 10.07.1996 N 95-ФЗ).

Действие части 3 статьи 16 приостановлено до принятия новой редакции данного Закона (Федеральный закон от 31.07.1995 N 118-ФЗ).

Пункт 3 статьи 16 в 1993 году не применялся (Постановление ВС РФ от 29.01.1993 N 4408-1).

3. В случае неутверждения ассигнований в срок органы исполнительной власти имеют право расходовать средства по ним в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходным статьям бюджета соответствующими Советами народных депутатов. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами исполнительной власти по неутвержденным статьям бюджета, не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый год.

4. По решению Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР и местных Советов народных депутатов могут утверждаться ассигнования по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет.

5. Ассигнования на выплату процентов по государственному долгу и на погашение задолженности прошлых лет, имеющейся у соответствующего бюджета на данный год, предусматриваются в бюджете текущих расходов соответствующего финансового года в полном объеме в соответствии с принятыми ранее обязательствами по займам и кредитам. Расходы данного вида не могут быть сокращены или перенесены на иное время без согласия держателя соответствующих обязательств.

6. Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной власти, аппарата исполнительной власти, местных Советов народных депутатов включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.

Расходы на финансирование деятельности Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, Конституционного Суда РСФСР, Верховного Суда РСФСР, Высшего Арбитражного Суда РСФСР и других судов, а также органов Прокуратуры РСФСР включаются в республиканский бюджет РСФСР.

(п. 6 в ред. Закона РСФСР от 18.12.1991 N 2056-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При постатейном рассмотрении и утверждении Советами народных депутатов расходной части соответствующих бюджетов в составе статей функциональной классификации в соответствии со статьей 11 настоящего Закона выделяются части расходов текущего (оперативного) и капитального (инвестиционного) характера. Каждая из этих частей утверждается отдельно, при этом сумма текущих расходов составляет бюджет текущих расходов, а сумма капитальных расходов образует бюджет развития соответствующего органа государственной власти.

Статья 17. Исполнение бюджетов

1. Совет Министров РСФСР по согласованию с Советами Министров республик в составе РСФСР, органами исполнительной власти местных Советов народных депутатов устанавливает порядок исполнения бюджетов.

2. В процессе исполнения бюджетов Совет Министров РСФСР, Советы Министров республик в составе РСФСР, органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения и капитальный ремонт.

3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются по усмотрению соответствующего Совета народных депутатов, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.

4. Потери в доходах и дополнительные расходы из вышестоящих бюджетов безвозмездно не компенсируются, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.

5. Верховный Совет РСФСР и Верховные Советы республик в составе РСФСР, местные Советы народных депутатов утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.

Статья 18. Бюджетное регулирование

Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.

Статья 19. Контроль за исполнением бюджета

Контроль за исполнением бюджета осуществляется комиссией депутатов соответствующего Совета народных депутатов, при которой в соответствии с решением этого Совета за счет средств собственного бюджета может быть создана контрольная группа из специалистов, независимая в своей деятельности от финансовых органов исполнительной власти. Финансовые органы ежемесячно представляют в комиссию необходимую информацию по состоянию бюджета и его исполнению.