Письмо ВАС РФ от 07.09.1995 N С5-7/ОЗ-538 <О Федеральном законе "О естественных монополиях">

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 сентября 1995 г. N С5-7/ОЗ-538

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 19 июля 1995 года приняла Федеральный закон "О естественных монополиях", который подписан Президентом Российской Федерации 17 августа 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 24 августа 1995 года).

1. Названный Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (ст. 1).

Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных федеральными законами, предусмотренное данным Федеральным законом регулирование деятельности естественных монополий может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям (ст. 2).

2. Определения основных понятий (естественная монополия, субъект естественной монополии, потребитель, руководитель субъекта естественной монополии или иного хозяйствующего субъекта и других), употребляемых в Федеральном законе, даются в статье 3.

Статьей 4 Федерального закона определены сферы деятельности субъектов естественных монополий. К ним отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

3. Федеральный закон предусматривает образование федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции (ст. 5).

4. Методы регулирования деятельности естественных монополий, а также формы государственного контроля в сферах деятельности естественной монополии установлены главой II Федерального закона.

В случаях, когда орган регулирования естественных монополий осуществляет контроль за совершением субъектом естественной монополии определенных действий и наделен правом разрешить или запретить такие действия (пункты 2 и 3 ст. 7), субъекту естественной монополии предоставлено право обратиться в суд за защитой своих прав (абзац шестой п. 3 ст. 7).

5. Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий определены в главе III Федерального закона.

В частности, статьей 11 Федерального закона органам регулирования естественных монополий предоставлено право принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения и предписания, налагать штрафы на субъекты естественных монополий и административные штрафы на их руководителей; обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением Федерального закона.

6. Меры ответственности, применяемые органами регулирования естественных монополий в связи с нарушением Федерального закона, составы правонарушений и порядок применения мер ответственности за их совершение установлены главой IV Федерального закона.

7. Глава V Федерального закона определяет порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений.

В частности, статьей 24 Федерального закона предусмотрено, что в случаях неисполнения в добровольном порядке решений (предписаний) об отмене или изменении актов органов исполнительной власти, местного самоуправления; предписаний о заключении договора и изменении его условий; предписаний о перечислении в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли; решения об уплате штрафа органы регулирования естественных монополий вправе предъявить соответствующий иск в суд.

Данная информация направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ