III. Организация охраны и сопровождения воинских грузов

III. Организация охраны и сопровождения

воинских грузов

20. Состав караула для охраны, обороны и сопровождения воинских грузов при перевозке их по железным дорогам определяется из следующего расчета (без учета вагона с караулом и вагонов прикрытия):

1 - 10 вагонов - 4 человека (начальник караула и один трехсменный пост);

11 - 20 вагонов - 7 человек (начальник караула и два трехсменных поста);

21 вагон и более - 8 человек (начальник караула, разводящий и два трехсменных поста).

При перевозке воинских грузов по водным путям на каждое судно (баржу), перевозящее воинский груз, выделяется только один караул в составе 4 человек независимо от количества грузополучателей.

В случае необходимости состав караула может быть усилен по решению начальников штабов объединений.

21. Начальниками караулов по охране и сопровождению стрелкового оружия, взрывчатых материалов, вооружения и военной техники с установленным на ней вооружением, как правило, должны назначаться офицеры или прапорщики (мичманы).

22. Под охраной одного караула могут находиться два и более воинских транспорта, следующих с одной станции отправления на одну и ту же станцию назначения.

23. Начальник караула должен получить в воинской части:

удостоверение о назначении его начальником караула по охране и сопровождению транспорта с воинским грузом по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Положению;

командировочные удостоверения на себя и каждого караульного;

постовую ведомость с записью о проведенном инструктаже;

оружие и боеприпасы к нему, а также металлический ящик для их хранения и металлическую номерную печать для его опечатывания;

справку о допуске (по первой, второй или третьей формам);

воинские перевозочные документы для возвращения в воинскую часть (раздельно на каждого караульного) или наличные деньги для приобретения проездных документов при следовании в пассажирских поездах и воздушных судах в межгосударственном сообщении, а также деньги для оплаты постельных принадлежностей;

деньги на помывку в бане и приобретение газет в пути, радиоприемник;

продовольствие или продовольственно-путевые деньги на путь следования в оба конца, авансовую тетрадь и аттестат на продовольствие (раздельно на каждого караульного);

посуду для приготовления и приема пищи, а также герметически закрывающуюся емкость для хранения питьевой воды согласно нормам, приведенным в Приложении N 5 к настоящему Положению;

КонсультантПлюс: примечание.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140, утратил силу с 1 января 2008 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, утвердившего новый Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. См. пункт 123 Устава.

караульную форму одежды согласно ст. 103 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; постовую форму одежды по нормам ст. 33 и 53, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 340, и дополнительные комплекты нательного белья (из расчета один комплект на 7 суток), постельные принадлежности на весь состав караула (при нахождении в пути свыше одних суток). Перечень предметов вещевого имущества, выдаваемого личному составу караула, указан в Приложении N 6 к настоящему Положению;

медицинскую аптечку первой помощи из расчета 1 аптечка на 5 человек, укомплектованную по описи согласно Приложению N 7 к настоящему Положению;

сигнальные красные флажки и осветительные фонари (из расчета по одному комплекту начальнику караула и на каждый пост).

24. При следовании в воинские части и учреждения, дислоцирующиеся в Калининградской области, и обратно начальником караула назначается офицер, которому выдаются дополнительно заграничный паспорт и список личного состава караула, оформленные в установленном порядке.

25. Обеспечение войск металлическими ящиками для хранения оружия и боеприпасов возлагается на штабы округов и флотов за счет средств, выделяемых на квартирно-эксплуатационные расходы. Ящик должен быть оборудован надежными запорами и приспособлениями для опечатывания и иметь внешние габариты не более 50 x 50 x 100 см.

26. Личный состав, назначаемый в караул, проходит обязательный медицинский осмотр с целью выявления военнослужащих, состояние здоровья которых не позволяет нести караульную службу. Запись о результатах осмотра производится в постовой ведомости.

27. Начальник штаба или командир воинской части (после доклада дежурного по воинской части о готовности караула) проверяет его обеспеченность всеми видами довольствия и имущества, инструктирует его о порядке и особенностях выполнения поставленной боевой задачи, требованиях пожарной и личной безопасности в пути следования, правилах хранения, применения оружия, требованиях безопасности при обращении с ним и делает об этом запись в постовой ведомости. На разводе караула должны присутствовать командиры подразделений и начальники служб, которые участвовали в подготовке караула к выезду.

28. После проведения развода дежурный по воинской части (только в воинских частях сопровождения воинских грузов) делает запись в Книге учета выделения караулов по охране и сопровождению воинских грузов по форме согласно Приложению N 8 к настоящему Положению.

29. При следовании караула железнодорожным транспортом к месту приема груза или при возвращении в свою воинскую часть после сдачи воинского груза ящик с оружием и боеприпасами помещается в ящик под нижней полкой в пассажирском вагоне. Личный состав караула осуществляет постоянный контроль за его сохранностью.

При следовании на морском (речном) судне (пароме) ящик с оружием и боеприпасами находится с личным составом караула, которому выделяются отдельные каюты или судовые помещения, приспособленные для временного проживания.

30. Доставка караула на железнодорожную станцию (в порт, аэропорт) и обратно осуществляется автотранспортом воинской части, выделяющей караул, а при дислокации воинской части и грузоотправителя (грузополучателя) в одном населенном пункте - автотранспортом грузоотправителя (грузополучателя). Во всех населенных пунктах, в которых есть гарнизон, переезд караулов с одного вокзала на другой или из порта (аэропорта) на вокзал и обратно осуществляется автомобильным транспортом военной комендатуры гарнизона или одной из воинских частей гарнизона. Переезды караулов городским и пригородным общественным транспортом запрещаются.

Во время пересадки с поезда на поезд, когда продолжительность ожидания превышает 5 часов, караулы доставляются автотранспортом и размещаются в военной комендатуре гарнизона или воинской части гарнизона и не позднее чем за 1 час до отправления поезда (судна) доставляются на железнодорожный вокзал (в порт), за 3 часа - в аэропорт, а в случае ожидания свыше 1 суток - прикомандировываются к одной из воинских частей гарнизона.

31. Караул обязан прибыть к грузоотправителю в пункт погрузки воинского транспорта не позднее чем за 3 часа до начала погрузки транспорта. Начальник караула принимает по описи от работников железнодорожного транспорта оборудованный крытый вагон для размещения караула, соответствующий санитарным нормам и обеспеченный:

съемным воинским оборудованием согласно нормам, приведенным в Приложении N 9 к настоящему Положению;

дровами, углем, свечами согласно нормам, приведенным в Приложении N 10 к настоящему Положению.

32. При следовании по территории Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств личный состав караулов по вопросам организации и несения внутренней и караульной служб, соблюдения требований личной и общественной безопасности, применения оружия руководствуется требованиями международных договоров (соглашений) <*>, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей.

--------------------------------

<*> Соглашение о перевозке специальных грузов и продукции военного назначения, подписанное главами делегаций Содружества Независимых Государств 26 мая 1995 года в г. Минске.

33. Контроль за несением службы личным составом караула в пути следования и поддержанием им высокой воинской дисциплины осуществляют офицеры комендатур военных сообщений железнодорожных (водных) участков и станций (портов), аэропортов, на территории которых находится караул. Для проверки могут также привлекаться офицеры штабов и управлений округов (флотов), родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны и воинских частей, от которых наряжены караулы.

КонсультантПлюс: примечание.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140, утратил силу с 1 января 2008 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, утвердившего новый Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. См. пункт 117 Устава.

34. Начальник караула допускает в караульное помещение по удостоверению личности только лиц, которым караул подчинен, в соответствии со ст. 294 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и тех, кого они сопровождают, а также командира роты (батареи), от которой назначен караул, его заместителей и всех прямых начальников командира роты (батареи), если он их знает в лицо. Других лиц начальник караула допускает в караульное помещение после того, как установит цель прибытия, личность прибывшего по документам и проверит у него допуск на право проверки караулов по охране и сопровождению воинских грузов по форме согласно Приложению N 11 к настоящему Положению на данной станции (в порту), заверенный подписью и гербовой печатью военного коменданта железнодорожного (водного) участка и станции (порта).

35. Начальник караула обязан следить в пути следования за размещением и креплением воинских грузов на открытом подвижном составе (судне). При обнаружении каких-либо недостатков немедленно сообщать об этом военному коменданту железнодорожного (водного) участка и станции (порта) или начальнику железнодорожной станции и устранять их под руководством работников транспорта или офицеров органов военных сообщений.

36. Перевозка опасных грузов, требующих согласно правилам перевозок опасных грузов сопровождения, осуществляется с сопровождающими специалистами из числа офицеров, прапорщиков (мичманов). Сопровождающие груз лица следуют в одном вагоне (судовом помещении) с караулом, их воинские звания и фамилии включаются в постовую ведомость. Старший группы сопровождающих лиц является прямым начальником для состава караула и выполняет в пути следования в отношении караула обязанности дежурного по караулам. Специалисты, сопровождающие груз, руководствуются правилами перевозок опасных грузов и служебной инструкцией по сопровождению данного груза, выдаваемой грузоотправителем.

37. Разъединение вагонов воинского транспорта в пути следования не разрешается. При обнаружении смещения или нарушения крепления груза, других коммерческих или технических неисправностей вагонов, при которых они дальше следовать не могут, задерживается весь транспорт, находящийся под охраной караула, до окончания ремонта вагонов или перегрузки грузов в исправные вагоны. Перегрузка груза из неисправного вагона производится силами и средствами железной дороги. Перегрузка опасных грузов производится под руководством сопровождающего специалиста, а при его отсутствии - под руководством специалиста, выделенного начальником ближайшего гарнизона по заявке военного коменданта железнодорожного участка (станции) или начальника станции и в присутствии представителя станции. В случае перегрузки груза в другой вагон начальник караула обязан потребовать от начальника станции составить акт общей формы, в котором должны быть указаны: причина перегрузки; номер вагона и контрольные знаки пломб на вагоне, из которого произведена перегрузка; номер вагона, в который перегружен груз, и контрольные оттиски оставленных на нем пломб; наименование станции перегрузки. На основании акта о перегрузке груза начальник караула вносит соответствующую запись в опись на охраняемый воинский транспорт по форме согласно Приложению N 12 к настоящему Положению. Опись и один экземпляр акта сдаются грузополучателю.

38. Во время длительных стоянок поезда на перегонах и станциях начальник караула выставляет дополнительные посты для охраны воинского транспорта по обеим сторонам вагонов за счет бодрствующей смены.

39. В случае обнаружения повреждения вагона или признаков его вскрытия (отсутствие пломб, запорно-пломбировочных устройств, повреждение или их замена, обнаружение пломб с неясными или срезанными оттисками), а также порчи или повреждения груза или упаковки груза (оттисков печатей или пломб на упаковке груза) начальник караула обязан немедленно сообщить об этом военному коменданту железнодорожного (водного) участка и станции (порта), начальнику станции (порта), органам Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте и принять срочные меры по усилению охраны транспорта. Органы военных сообщений докладывают об этом по команде в установленном порядке. При этом составляется акт общей формы или коммерческий акт формы ГУ-22 в соответствии с Правилами составления актов <*>, если в причинах случившегося есть вина железной дороги. При необходимости воинский транспорт может быть отцеплен от состава поезда для проведения расследования.

--------------------------------

<*> Правила составления актов утверждены Министерством путей сообщения 21.09.65.

40. При обнаружении неисправности пути, подвижного состава, возникшего в поезде пожара, воспламенения букс, падения груза и в других случаях, угрожающих безопасности движения поездов, жизни людей и сохранности грузов, начальник караула или часовой обязаны принять меры к остановке поезда и сообщить об этом локомотивной бригаде.

Для остановки поезда локомотивной бригаде подаются сигналы:

днем - движением по кругу красного (при отсутствии красного - желтого) флага, руки или какого-либо предмета;

ночью - движением по кругу ручного фонаря красного цвета (при отсутствии красного - фонарем любого цвета).

Для привлечения внимания локомотивной бригады личному составу караула разрешено производить одиночные выстрелы в воздух из штатного стрелкового оружия.

41. В случае болезни, гибели, отставания или отстранения от несения службы в пути следования до 30% состава караула личный состав караула продолжает выполнять поставленную задачу в сокращенном составе. При потерях более 30%, а также при отстранении (болезни, гибели) от обязанностей начальника караула караул заменяется полностью. Выделение нового караула возлагается на штаб округа (флота), на территории которого задержан транспорт. Заявку в этом случае в штаб округа (флота) на выделение караула подает начальник военных сообщений на железной дороге (водном бассейне). Обеспечение временной охраны транспорта до прибытия нового караула возлагается на начальника ближайшего гарнизона.

42. По прибытии воинского транспорта на станцию назначения (выгрузки) начальник караула обязан:

проверить у грузополучателя документы на право получения груза и сдать ему по описи на охраняемый воинский транспорт вагоны под пломбами отправителя, судовые помещения и по числу мест грузы, перевозимые на платформах, в полувагонах и на палубах судна, а технику под пломбами - по счету; один экземпляр описи с распиской грузополучателя, заверенной гербовой печатью, оставить у себя;

сдать грузополучателю перегородку и ограждение для часового;

сдать работникам железнодорожного транспорта съемное воинское оборудование крытого вагона для размещения караула или специальный вагон.