Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 N 22-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народного Собрания Парламента Чеченской Республики о проверке конституционности пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 января 2007 г. N 22-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЗАПРОСА НАРОДНОГО СОБРАНИЯ ПАРЛАМЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 4 И 5

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МЕРАХ

ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ЧЛЕНОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ВВОЗА ОРУЖИЯ И СРЕДСТВ ДИВЕРСИЙ В УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТАХ

ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ПРЕДЕЛАХ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РАЙОНА"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Народного Собрания Парламента Чеченской Республики,

установил:

1. В запросе Народного Собрания Парламента Чеченской Республики оспаривается конституционность положений Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 года N 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2003 года N 36), которыми Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано временно прекратить таможенное оформление прибывающих из-за границы товаров и грузов, следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и действующих на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики, за исключением письменной корреспонденции и не запрещенных к пересылке в Российскую Федерацию товаров народного потребления, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также товаров и транспортных средств, ввозимых в адрес органов исполнительной власти Чеченской Республики (пункт 4), а Министерству путей сообщения Российской Федерации, Федеральной службе воздушного транспорта России и Министерству транспорта Российской Федерации - приостановить прием к перевозке всеми видами транспорта товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики, равно как и в адрес физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики, за исключением товаров и транспортных средств, ввозимых в адрес органов исполнительной власти Чеченской Республики (пункт 5).

По мнению заявителя, названные нормативные положения, как устанавливающие запрет на таможенное оформление и прием к перевозке грузов, следующих в Чеченскую Республику, противоречат статье 74 Конституции Российской Федерации, а также ограничивают предпринимательскую деятельность физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики, и лиц, действующих в интересах Чеченской Республики, тем самым нанося моральный и материальный ущерб указанным лицам и дестабилизируя там общественно-политическую обстановку.

2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации в качестве основ конституционного строя гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1; статья 16). Развивая данные положения, статья 74 (часть 1) Конституции Российской Федерации предусматривает запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации, которая, по смыслу положений статьи 4 (часть 1) и статьи 67 (часть 1) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними и составляет, таким образом, пространственные пределы реализации суверенитета Российской Федерации.

Названные конституционные положения обязывают государство установить механизм обеспечения единого экономического пространства и единого рынка, включающий как меры, направленные на поддержание свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств в пределах территории Российской Федерации, так и законодательные нормы, регламентирующие внешнеэкономические отношения, связанные с перемещением финансово-экономических ресурсов через государственную границу Российской Федерации, в частности правовые основы единого рынка, таможенное регулирование, определение статуса и защиту государственной границы (статья 71, пункты "ж", "н", Конституции Российской Федерации).

Данная конституционная обязанность в пределах конституционного разграничения полномочий реализуется различными органами государственной власти Российской Федерации, включая Правительство Российской Федерации, которое в силу самой Конституции Российской Федерации призвано обеспечивать проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране собственности (статья 114, пункты "б", "д", "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

При этом Правительство Российской Федерации вправе на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации осуществлять и правовое регулирование соответствующих отношений (статья 115, часть 1, Конституции Российской Федерации). Допустимость осуществления правового регулирования отношений, составляющих предметы ведения Российской Федерации, актами подзаконного уровня была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П (пункт 6 мотивировочной части).

3. Как указано в преамбуле Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района", целью принятия данного акта является обеспечение общественной безопасности, предотвращение проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, незаконной миграции иностранных граждан, ввоза (перемещения) в страну оружия, боеприпасов, средств диверсий, валюты и валютных ценностей на основании соответствующих соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики и соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия.

Это Постановление Правительства Российской Федерации, по смыслу данных нормативных положений во взаимосвязи с иными его положениями, направлено на регулирование отношений, связанных с перемещением финансово-экономических ресурсов на территорию Чеченской Республики как составную часть территории Российской Федерации из зарубежных государств, т.е. отношений, складывающихся по поводу перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств через государственную границу Российской Федерации. Эти отношения относятся к сферам таможенного законодательства и законодательства о государственной границе Российской Федерации, регулятивные полномочия Правительства Российской Федерации в которых вытекают из Конституции Российской Федерации и конкретизированы в действующем федеральном законодательстве.

Так, согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство таможенным делом, а также принимает меры по охране государственной границы (абзац восьмой статьи 14, абзац шестой статьи 20); на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации, по смыслу статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации, вправе издавать постановления и распоряжения в области таможенного дела, регулирующие в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" защита государственной границы является частью обеспечения безопасности Российской Федерации, а также жизненно важных интересов личности, общества и государства, и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации (статья 3); в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств пересечение государственной границы на отдельных ее участках решением Правительства Российской Федерации может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств (часть десятая статьи 9).

Таким образом, оспариваемые положения Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района", как принятые в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, установленной на основании Конституции Российской Федерации действующим федеральным законодательством, и направленные на регулирование отношений, связанных с перемещением товаров, работ, услуг и финансовых средств на территорию Чеченской Республики из зарубежных государств, т.е. через государственную границу Российской Федерации, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан, касающиеся осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в пределах территории Российской Федерации.

Ссылка же заявителя на нарушение оспариваемыми нормами статьи 74 Конституции Российской Федерации не может быть признана обоснованной, поскольку ее положения регламентируют отношения по перемещению финансово-экономических ресурсов в пределах территории Российской Федерации и не распространяются на отношения, возникающие в связи с перемещением соответствующих ресурсов через государственную границу Российской Федерации. Эти нормы не препятствуют свободному перемещению на территории Российской Федерации товаров, услуг и финансовых средств, таможенному оформлению поступающей из-за границы в Чеченскую Республику письменной корреспонденции и не запрещенных к пересылке в Российской Федерации товаров народного потребления, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также товаров и транспортных средств, ввозимых в адрес органов исполнительной власти Чеченской Республики.

Кроме того, они носят временный характер; продолжительность их действия, как и объем нормативного содержания, пределы вводимых ими ограничений (которые менялись в сторону сокращения с внесением изменений в Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района" Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 мая 2002 года N 316 и от 22 января 2003 года N 36) непосредственно связаны с наличием тех обстоятельств, которыми было обусловлено их установление.

Разрешение же вопроса о том, насколько в настоящее время остаются актуальными те мотивы и цели, по которым оспариваемые положения были приняты, требует изучения реальной социально-политической обстановки и связано с установлением фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации.

4. Как следует из части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которой основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемая заявителем норма, отсутствие такой неопределенности влечет отказ в принятии обращения к рассмотрению.

Поскольку в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района" неопределенность отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Народного Собрания Парламента Чеченской Республики, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ