Письмо ВАС РФ от 25.04.1995 N С5-7/ОЗ-236 <О Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях">

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 апреля 1995 г. N С5-7/ОЗ-236

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 15 февраля 1995 года приняла Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", который подписан Президентом Российской Федерации 14 марта 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 22 марта 1995 года).

1. Названный Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

При этом предусмотрено, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. А имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным законом (п. п. 2, 3 ст. 1).

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений эти территории подразделяются на различные категории, которые могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В зависимости от значимости территорий они могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований (ст. 2).

3. В Федеральном законе даны понятия особо охраняемых природных территорий, определены стоящие перед ними задачи, порядок образования, режим особой охраны, названы источники финансирования, а также предусмотрены особенности их правового положения.

В частности, установлено, что государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 20). При этом государственные природные заповедники и национальные парки создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения, а природные парки - в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения.

Причем предусмотрено, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, определяемом статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из данного Федерального закона (п. 8 ст. 2).

4. Раздел IX Федерального закона посвящен организации охраны особо охраняемых природных территорий, где установлено, что директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих заповедников и парков (п. 2 ст. 33).

Определены права государственных инспекторов, а также главных государственных инспекторов и их заместителей по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков. В частности, главным государственным инспекторам и их заместителям предоставлено право налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, а также предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков (п. 2 ст. 34). Такие иски, как нам представляется, могут предъявляться в арбитражный суд главными государственными инспекторами и их заместителями от имени возглавляемых ими государственных природных заповедников и национальных парков (ст. 33), являющихся некоммерческими организациями с правами юридического лица (ст. ст. 11, 16).

Кроме того, установлено, что государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (п. 3 ст. 34).

5. В части ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается административная ответственность граждан и должностных лиц за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (п. 1 ст. 36).

Предусматривается также возможность установления законодательством Российской Федерации уголовной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий (п. 2 ст. 36).

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление (п. 3 ст. 36).

Данная информация направляется для сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ