<Письмо> ФСС РФ от 04.08.2006 N 02-18/06-8019 <Об оплате расходов, связанных с лекарственным обеспечением застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний>

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 августа 2006 г. N 02-18/06-8019

В Фонд социального страхования Российской Федерации поступают обращения региональных отделений Фонда по вопросам, связанным с оплатой лекарственных средств в соответствии с Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286 (далее - Положение). В связи с этим сообщаем следующее.

Оплата расходов на приобретение лекарств осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений.

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1938-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год.

При оплате расходов на приобретение лекарств пострадавшим следует руководствоваться "Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 2343-р государственного регулирования цен на лекарственные средства; а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг".

В случае приобретения лекарств из числа включенных в перечень лекарств для лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, указанных в ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607) необходимо руководствоваться положением, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.02.2006 N 93 "Об организации работы по формированию Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.09.2005 N 601 "Об утверждении перечня лекарственных средств".

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" в части, касающейся обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, регулирование цен на лекарственные средства, которыми обеспечиваются указанные категории граждан, поручено Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

При этом в целях совершенствования информирования субъектов обращения лекарственных средств Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития подготовлено письмо от 24.05.2006 N 01-13447/06 "Об упорядочении представления информации о лекарственных средствах, распространяемой ФГУ "НЦ ЭСМП" Росздравнадзора".

В нем сообщается о необходимости упорядочения представления информации в электронных базах данных, формируемых на основе государственного реестра лекарственных средств и распространяемых ФГУ "НЦ ЭСМП" Росздравнадзора.

Одновременно сообщаем, что официальной информацией о зарегистрированных лекарственных средствах являются решения Росздравнадзора о регистрации, продлении срока действия регистрационных удостоверений, о внесении изменений в регистрационные удостоверения и нормативную документацию, решения о приостановлении или аннулировании государственной регистрации; регистрационные удостоверения, и официальное издание государственного реестра лекарственных средств. На сегодняшний день наиболее полный перечень всех зарегистрированных лекарственных средств и цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства находится в Государственном реестре цен на лекарственные средства (18 издание).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2005 N 619 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства" государственная регистрация предельных отпускных цен производителя на лекарственные средства, включенные в перечень, осуществляется в порядке, определенном Положением о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства".

Ежегодно согласно пп. а) пункта 3 указанного Постановления проект Государственного реестра представляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации России по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.

Необходимо отметить, что при установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства в субъектах Российской Федерации следует руководствоваться п. 16, п. 17, п. 18 данного Постановления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами.

Размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Для лекарственных средств (по торговым наименованиям), отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, отпускные цены регулируются Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.04.2006 N 1014-Пр/06 "О государственной регистрации предельных производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг". Данные положения отражены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 09.06.2006 N 1382-Пр/06 "О внесении изменений в Приказ от 28 апреля 2006 г. N 1014-Пр/06".

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1938-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год.

В Информационном письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития руководителям фармацевтических предприятий от 22.05.2006 N 0121-418/06 "О государственной регистрации цен на лекарственные средства" сообщается, что лекарственные средства (цены на которые ранее были зарегистрированы), не вошедшие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 2343-р, а также препараты, срок действия регистрационных удостоверений которых истек, исключены из Государственного реестра цен на лекарственные средства и реализуются производителям по свободным ценам.

Информация о ценах на лекарственные средства размещена на официальном сайте Росздравнадзора в электронном виде.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Росздравнадзора от 22.12.2004 N 660-Пр/04 утратил силу в связи с изданием Приказа Росздравнадзора от 08.05.2007 N 824-Пр/07, которым утверждены предельные размеры торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства.

Установление торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (Приложение), регулируется Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22.12.2004 N 660-Пр/04 "Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан" и приложением к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22.12.2004 N 660-Пр/04 "Предельные торговые надбавки к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".

Руководствуясь письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2005 N 26-МЗ "Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг" в случае отсутствия в аптеке (пункте отпуска) на момент обращения пациента требуемого лекарственного средства, поступившего согласно основному порядку, аптека (пункт отпуска) должна сформировать соответствующую заявку и представить в письменной форме в фармацевтическую организацию, осуществляющую деятельность в регионе. В том случае, если в течение 10 суток со времени поступления заявки в фармацевтическую организацию требуемое лекарственное средство не поступило, после получения соответствующей информации аптека (пункт отпуска) вправе отпустить из собственного товарного запаса требуемое лекарственное средство, соответствующее "Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи", утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 28.09.2005 N 601 "Об утверждении перечня лекарственных средств". При наличии выбора аптеки (пункты отпуска) обязаны в первую очередь отпустить пациенту наименее дорогостоящее синонимическое лекарственное средство российского производства. В этом случае оплата отпущенных лекарственных средств (с учетом НДС) производится по договоренности с фармацевтической организацией, работающей в данном субъекте Российской Федерации, в размере фактической отпускной цены аптеки (пункта отпуска) следующим образом: товарным замещением; денежными средствами; иным образом, не противоречащим действующему законодательству.

В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 2.11 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" аптечный работник, в случае отсутствия лекарственного средства, выписанного врачом по Международному непатентованному названию, может отпустить больному в рамках одного Международного непатентованного названия (МНН) любой препарат, поступивший от фармацевтической организации и имеющийся в наличии.

В случае отсутствия в аптечном учреждении лекарственного средства, выписанного врачом по конкретному торговому названию, аптечный работник обязан согласовать с лечащим врачом возможность замены его на другой лекарственный препарат.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Фондом социального страхования Российской Федерации направлено письмо в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой разъяснить, какими документами, содержащими информацию об отсутствии отечественных аналогов лекарственных средств, следует руководствоваться исполнительным органам Фонда при оплате расходов, связанных с лекарственным обеспечением пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

После получения ответа исполнительные органы Фонда будут дополнительно проинформированы.

Л.Н.РАУ