Документ не применяется. Подробнее см. Справку

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ПИСЬМО

от 1 октября 1991 г. N 15-2-1/1431

О НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

В БАНК РОССИИ ОТЧЕТНОСТИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

(в ред. Телеграммы ЦБ РФ от 20.03.92 N 15-1-1/62,

Письма ЦБ РФ от 02.07.93)

В целях отработки методики анализа и надзора за деятельностью коммерческих банков Центральный банк РСФСР письмами от 23 мая 1991 г. N 15-1-2/835, 25 июня 1991 г. N 15-2-1/971 и телеграммой от 7 июня 1991 г. N 15-2-1/203 обязал региональные Главные управления Центрального банка РСФСР представлять в Департамент по регулированию деятельности банков:

а) к 15 числу первого месяца квартала, следующего за отчетным, - квартальные балансы по счетам второго порядка каждого коммерческого банка с данными об остатках по внебалансовым счетам, расшифровки по отдельным балансовым счетам, необходимые для расчета экономических нормативов деятельности банков (таблица N 1 к письму от 25 июня 1991 г. N 15-2-1/971), данные об оборотах за квартал по балансовым счетам N N 010, 713, 714, 825, 904, 960, 970, 971 - все в тысячах рублей; числовые значения экономических нормативов деятельности каждого коммерческого банка;

б) к 20 числу первого месяца квартала, следующего за отчетным, - информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков за отчетный квартал с указанием вопросов, требующих решения в центре.

Для обеспечения надлежащего юридического оформления учредительских документов зарегистрированных коммерческих банков затребованы также перечни предприятий, организаций, объединений, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда каждого банка, поскольку материалы проверок свидетельствуют о значительном изменении представленных в момент регистрации банков списков учредителей и сумм вносимых ими паевых взносов, в ряде случаев даже приведших к превышению максимальной доли одного из учредителей - пайщиков в оплаченном капитале банка (35%).

Несмотря на истечение срока, рядом Главных управлений Центрального банка РСФСР до настоящего времени не представлены все либо отдельные из указанных выше материалов, что сдерживает обработку и анализ информации о деятельности коммерческих банков на территории РСФСР.

По-прежнему не уделяется должного внимания качеству представляемых материалов. Отдельные Главные управления не только глубоко не проанализировали деятельность коммерческих банков региона, но даже не произвели элементарной арифметической проверки полученных от них балансов, в результате в Департамент по регулированию деятельности банков представлены балансы коммерческих банков, в которых не было равенства итогов актива и пассива баланса, т.е. фактически не было баланса.

От ряда коммерческих банков были приняты балансы с кредитовыми остатками по активным балансовым счетам и наоборот; с незакрытыми счетами "Операционные и разные доходы" (счет N 960), "Операционные и разные расходы" (счет N 970), "Расходы на содержание аппарата управления" (счет N 971), что противоречит указаниям Министерства финансов РСФСР об определении результатов деятельности банков не реже одного раза в квартал.

Были представлены также балансы некоторых коммерческих банков одновременно с дебетовыми и кредитовыми остатками по пассивному балансовому счету N 010 "Уставный фонд" с объяснением наличия дебетового сальдо перечислением со счета N 010 на счет N 013 средств на приобретение оборудования для проведения лизинговых операций.

Несмотря на предложенную письмом от 23 мая т.г. форму, по которой необходимо было представить балансы коммерческих банков, многие Управления прислали небрежно переписанные от руки либо нечеткие ксерокопии балансов по произвольной форме, где невозможно было разработать номера балансовых счетов и остатки по ним, с промежуточными итогами по разделам баланса, что не требовалось, но без указания регистрационного номера банка, что было необходимо. Балансы, внебалансовые счета, расшифровки отдельных балансовых счетов были представлены в разных единицах измерения (следовало в тысячах рублей) и без указания регистрационных номеров банков.

На эти и другие недостатки ранее обращалось внимание территориальных Главных управлений, однако, вследствие безответственного отношения к делу отдельных специалистов они по-прежнему имеют место. В связи с этим по предложению Департамента по регулированию деятельности банков Совет директоров Центрального банка РСФСР депремировал и предупредил ряд руководителей территориальных Главных управлений Центрального банка РСФСР о недопустимости несвоевременного и некачественного представления отчетности в центральный аппарат Банка России (см. Протокол N 27 от 21 августа 1991 года).

Не все Управления обеспечивают своевременное - до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представление отчетов о валютных операциях по коммерческим банкам, получившим лицензии на их осуществление (письмо Госбанка СССР от 18 января 1991 г. N 13-91 и телеграмма от 29 апреля 1991 г. N 15/171).

Ряд зарегистрированных коммерческих банков по решению учредителей - пайщиков изменили свой статус и стали филиалами других банков, изменили размер объявленного уставного капитала, адрес, руководителей и телефоны банка, однако, региональные Главные управления, зная о происшедших изменениях, не требовали от банков представления необходимых документов и сами не информировали об этом Департамент по регулированию деятельности банков для внесения изменений в юридические дела банков и справочник "Коммерческие банки России", рассылаемый коммерческим банкам на условиях, сообщенных региональным Главным управлениям Центрального банка РСФСР в письме от 22 мая 1991 г. N 15-2-1/820.

Отдельные Главные управления Центрального банка РСФСР испытывают затруднения в получении от коммерческих банков установленной отчетности. В связи с этим необходимо обратить внимание председателей правлений и советов банков на то, что в соответствии со статьей 33 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР" и статьей 24 Устава Центрального банка РСФСР в случае непредставления отчетности либо представления недостоверной, искаженной отчетности, при обнаружении других систематических нарушений со стороны банков Банк России по представлениям территориальных Главных управлений будет принимать решения о взыскании с банков штрафов, повышении нормы обязательных резервов, назначении временной администрации по управлению банком, отзыве лицензии на совершение банковских операций, если другие предусмотренные указанными выше статьями меры не дали положительного результата.

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР" изложен в новой редакции. По вопросу банковского регулирования и надзора см. главу X Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 в новой редакции.

КонсультантПлюс: примечание.

Устав Центрального банка РСФСР, утвержденный Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24.06.1991 N 1483-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.04.1995 N 65-ФЗ.

Учитывая изложенное, Центральный банк РСФСР обязывает руководителей Главных управлений Центрального банка РСФСР принять необходимые меры к устранению имеющихся недостатков в работе с коммерческими банками, обеспечить своевременное и качественное представление статистической и другой отчетности об их деятельности.

В настоящее время в ряде территориальных Главных управлений уже созданы удаленные рабочие места системы "Ремарт" для компьютерной связи с Департаментом по регулированию деятельности банков и проводится работа по их созданию во всех Управлениях. После проверки и доведения программы передача указанной выше информации будет осуществляться через указанную систему. На период отлаживания передачи информации и обкатки программы вводится порядок параллельной передачи информации по системе "Ремарт" и обычным путем по почте.

В связи с возникающими вопросами разъясняем, что перечни предприятий, организаций и объединений, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда банков, были затребованы единовременно по состоянию на 1 июля 1991 года. В последующем должны представляться лишь изменения и дополнения.

В целях повышения ответственности и заинтересованности коммерческих банков за своевременное представление изменений учредительских документов, в том числе и об увеличении уставного капитала, при расчете экономических нормативов деятельности банков исходите из фактически оплаченного уставного фонда, но не выше объявленного.

Обращаем Ваше внимание на уточнение расшифровки отдельных балансовых счетов, требующихся для расчета экономических нормативов деятельности коммерческих банков, данной в таблице N 1 к письму от 25 июня 1991 г. N 15-2-1/931 (см. приложение N 1).

Напоминаем, что в соответствии с письмом Госбанка СССР от 14 марта 1991 г. N 341 в акционерных, коммерческих, кооперативных банках, образованных на паевых началах, счет 013 "Фонды основных средств" не ведется. Источником покрытия стоимости основных средств является Уставный фонд (счет N 010). Остаток счета N 013 должен быть перечислен на счет N 010. В связи с этим разъясняем, что при оплате коммерческими банками приобретаемых для проведения лизинговых операций оборудования, машин, техники дебетуется счет N 930 и кредитуется счет N 161. При поступлении оплаченного оборудования, машин и техники дебетуется счет N 924 и кредитуется счет N 930.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 1.2 письма Госбанка СССР от 14.03.1991 N 341, устанавливающий, что в коммерческих банках, образованных на паевых началах, счет N 013 "Фонды основных средств" не ведется и источником покрытия стоимости основных средств является Уставный фонд - счет N 010, на который перечисляется остаток счета N 013, утратил силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 27.03.1998 N 195-У.

Изменяется порядок начисления амортизационных отчислений. Акционерные коммерческие банки, образованные на паевых началах, при ведении бухгалтерского учета не используют счет N 014 "Фонд амортизации". Указания о проводках по начислению амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств даны в п. 6.1 письма от 14 марта 1991 г. N 341.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 6.1 письма Госбанка СССР от 14.03.1991 N 341 утратил силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 27.03.98 N 195-У.

Необходимо также иметь в виду, что в условиях отнесения в соответствии с указаниями Министерства финансов РСФСР коммерческими банками на счет N 971 "Расходы на содержание аппарата управления" затрат на заработную плату в размере фактически начисленных сумм в пределах фонда заработной платы, образованного по нормативу, счет N 017 "Фонд заработной платы (оплаты труда)" фактически должен оставаться незадействованным.

По сообщению Госбанка СССР, готовится новый План счетов бухгалтерского учета в банках, который будет доведен до всех банков.

В ближайшее время на Совете директоров Центрального банка РСФСР будет рассматриваться вопрос об упорядочении представления отчетности банками, поскольку многие из предусмотренных ранее Правилами организации статистической отчетности в банках СССР N 5 от 18 декабря 1987 года формы статистической отчетности утратили свою актуальность. До принятия решения по данному вопросу установленный для коммерческих банков перечень отчетности является обязательным.

Для обеспечения достоверности информационной базы данных по коммерческим банкам просим сверить наименования, регистрационные номера банков, размеры уставных фондов, количество филиалов, почтовые индексы, адреса, телетайпы, телефоны, телефаксы, телексы, фамилии, имена, отчества председателей правлений банков и филиалов на территории региона с данными высланного в адрес управления справочника "Коммерческие банки России" и сообщить Управлению информационной базы данных по коммерческим банкам о происшедших изменениях и в дальнейшем, по мере изменений и дополнений незамедлительно представлять соответствующую информацию.

Заместитель Председателя

Центрального банка РСФСР

С.С.РОДИОНОВ