<Письмо> МАП РФ от 01.02.2002 N НФ/1516 "О применении ст. 11 Федерального закона "О рекламе"

 
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
ПИСЬМО
от 1 февраля 2002 г. N НФ/1516
 
О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
 
МАП России сообщает, что 20 декабря 2001 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О рекламе" N 162-ФЗ.
Согласно новой редакции п. 1 ст. 11 Федерального закона "О рекламе" в радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки":
детские, образовательные и религиозные передачи;
радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут.
Иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы.
При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы.
Введенное законодателем в абз. 1 п. 1 ст. 11 изменение уточняет способы размещения рекламы в программах:
прерывание рекламой;
совмещение радио- и телепрограмм с рекламой в виде наложений, в том числе в виде "бегущей строки".
Указанными способами не допускается размещение рекламы в исчерпывающем перечне программ, определенных в абз. абз. 2, 3, 4, 5 п. 1 ст. 11.
Новеллой абз. 2 п. 1 ст. 11 является то, что образовательные передачи, независимо от их продолжительности, не допускается прерывать рекламой.
В абз. 6 п. 1 ст. 11 законодатель ввел новое положение, регламентирующее порядок размещения рекламы в иных передачах, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также при трансляции радиопостановок и художественных фильмов.
Согласно введенному требованию прерывание рекламой, совмещение с рекламой в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки" телепрограмм допускается не чаще, чем через каждые 15 минут (15 минут без рекламы).
При прерывании рекламой радио- и телепрограмм, продолжительность трансляции которых составляет более 15 минут, следует учитывать, что максимальное количество таких прерываний определяется путем деления продолжительности этих программ (в минутах) на 15 до целого числа. Например: продолжительность передачи 1 час 27 мин. = 87 мин. Отсюда 87 : 15 = 5 - максимально допустимое количество прерываний.
Требования о 15-минутном периоде "без рекламы" не распространяются на иные способы размещения рекламы, кроме указанных, например, при размещении рекламы в телевизионных студиях или непосредственно в местах, откуда ведется трансляция (стадион, улица и т.п.).
Однако требования данного абзаца имеют тесную связь с положениями п. 3 и п. 4 ст. 11 в части определения допустимой общей продолжительности рекламы в программах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.
В п. 3 ст. 11 законодатель определяет, что единицей измерения эфирного времени радио- и телепрограммы является один час на одной частоте вещания, а в п. 4 устанавливает, что реклама не должна превышать 20 процентов эфирного времени.
Таким образом, общая продолжительность рекламы при любом способе ее размещения в программах нерекламного характера составляет 12 минут в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
Продолжительность каждого отдельного периода рекламы в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания законодатель не регламентирует.
При этом следует иметь в виду, что исчисление часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания начинается с 00 минут 00 секунд текущего часа времени суток и заканчивается по истечении 59 минут 60 секунд и не зависит от места положения географической точки. Один час или неполный час эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания учитывается в минутах и секундах.
В абз. 7 п. 1 ст. 11 законодатель определил требование к уровню звука рекламы, который не может быть выше уровня звука транслируемой программы. Данное требование введено впервые.
Положения п. 2 ст. 11 Федерального закона "О рекламе", согласно которым при использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра, законодатель оставил без изменения в новой редакции Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ.
Согласно новой редакции п. 3 ст. 11 Федерального закона "О рекламе" распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
В п. 3 ст. 11 законодатель ввел отличное от прежде действовавшей нормы регулирование вопросов размещения рекламы о рекламодателе и рекламы его товаров в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммах на одной частоте вещания.
По смыслу новой редакции п. 3 ст. 11 не допускается прерывание радио- и телепрограммы на одной частоте вещания идентичной по содержанию рекламой (включая ее продолжительность) более двух раз общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
В соответствии с п. 4 ст. 11 в редакции Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 20 процентов эфирного времени.
В п. 4 ст. 11 законодатель установил объем вещания рекламы в течение часа эфирного времени радио- и телепрограмм, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на одной частоте вещания.
 
Н.Е.ФОНАРЕВА
 
 
Открыть полный текст документа

Закрыть