Процедура 1.1: Проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете

Процедура 1.1: Проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Источники информации:

- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;

- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

- инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;

- протоколы заседания инвентаризационной комиссии;

- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;

- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;

- контрольные подсчеты аудитора.

Порядок выполнения: Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора фиксируются в рабочем документе РД-1.1. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе ОД-1.1.

Рабочий документ РД-1.1

См. данную форму в MS-Word.

Наименование документа

Номер и дата

Замечания по оформлению документов и проведению инвентаризации

Результаты проведения инвентаризации

Замечания аудитора

результат согласно инвентаризационной ведомости

отражение в бухгалтерском учете

по правильности оценки организацией результатов инвентаризации

по полноте, правильности, своевременности отражения результатов инвентаризации в учете

Отчетный документ ОД-1.1

См. данную форму в MS-Word.

N п/п

Номер процедуры

Ссылка на рабочий документ

Наименование нарушения

Сумма

Ссылка на нормативный документ

Влияние на бухгалтерскую отчетность

Рекомендации аудитора

Примечание: Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что в организации установлены:

- порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;

- организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества МПЗ;

- материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

В случае, если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости ИНВ-3.

В ходе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическое состояние МПЗ организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.