Сокращение нерыночного сектора экономики

В российской экономике сохраняется значительная доля нерыночного сектора, в том числе в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, охрана законности и правопорядка и другие), в газовой промышленности - в части поставок на внутренний рынок по регулируемым ценам, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также частично в отрасли связи. Кроме того, в указанный сектор входят предприятия других отраслей, осуществляющие деятельность не только за счет собственных доходов, но и за счет получаемых дотаций, субсидий и иных льгот.

По оценкам экспертов, в нерыночном секторе занято около 26,1 млн. человек, в том числе в бюджетной сфере - 20,3 млн. человек (31,2 процента всей численности занятых).

Наличие столь значительного сектора экономики, в котором рыночные отношения в одних случаях объективно ограничены, а в других действуют в деформированном виде, влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе:

неэффективное распределение ресурсов;

отсутствие стимулов для экономии материальных и финансовых ресурсов, роста производительности труда;

ослабление мотивации к энергосбережению, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций в модернизацию производства.

Государство последовательно проводит политику, направленную на сокращение нерыночного сектора. Определены основные направления реформирования субъектов естественных монополий, которые предусматривают создание системы государственного регулирования указанных субъектов естественных монополий, их эффективное функционирование, а также достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Модернизация образования и здравоохранения, проводимая на основе перехода к бюджетному финансированию по результатам, также будет способствовать сокращению доли нерыночного сектора в экономике.

В ближайшие годы необходимо осуществить основные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе, связанные с его переводом на рыночные основы функционирования.

Основными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

развитие частной инициативы и конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании;

привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальное хозяйство при преимущественном сохранении муниципальной собственности на коммунальную инфраструктуру;

оптимизация бюджетных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;

разработка новых эффективных механизмов государственной поддержки модернизации инженерно-коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, в целях дерегулирования отрасли связи необходимо принять следующие меры:

перейти от прямого регулирования тарифов к установлению контроля за обоснованностью ценообразования в сфере связи с учетом требований законодательства Российской Федерации;

ликвидировать перекрестное субсидирование в отрасли;

развивать рыночные механизмы и повысить прозрачность распределения радиочастотного спектра;

совершенствовать механизмы выделения ресурсов нумерации, предусмотрев переход от единовременных платежей за получение ресурса нумерации к регулярным платежам с дифференциацией в зависимости от степени задействованности ресурса;

повысить эффективность и снизить обременительность процедур контроля и надзора в сфере связи в отношении хозяйствующих субъектов.