Развитие банковского и страхового сектора

Активы кредитных организаций увеличились за 11 месяцев 2005 г. на 31,6 процента, депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц - на 30,1 процента. Кредиты, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам за 11 месяцев 2005 г., выросли до 4,14 трлн. рублей.

В настоящее время основными факторами, сдерживающими развитие банковского сектора, являются высокие вмененные издержки ведения банковского бизнеса, не соответствующий международным подходам уровень защиты прав кредиторов-залогодержателей, низкий уровень конкуренции в ряде сегментов рынка банковских услуг, недостаточная прозрачность процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

В целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, и решения вопросов по эффективному аккумулированию банками денежных средств для их дальнейшей трансформации в инвестиции, а также усиления защиты интересов кредиторов банков и предотвращения использования банков в недобросовестной коммерческой и противоправной деятельности Правительство Российской Федерации направит свои усилия на решение следующих задач:

а) институциональное развитие банковского сектора:

обеспечение дальнейшего развития системы страхования вкладов;

упрощение процедур слияния и присоединения кредитных организаций;

повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций;

обеспечение функционирования системы бюро кредитных историй;

б) рост эффективности и прозрачности банковской деятельности:

недопущение наделения банков несвойственными им функциями;

сокращение форм отчетности кредитных организаций и переход на предоставление отчетности в электронном виде;

обеспечение открытости в деятельности кредитных организаций;

совершенствование корпоративного управления (усиление роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, включая введение в его состав независимых директоров и определение перечня вопросов, относимых к его исключительной компетенции);

в) стимулирование потребительского кредитования и кредитования предприятий среднего и малого бизнеса:

упрощение процедур обращения взыскания на предмет залога со стороны кредитных организаций, расширение перечня способов обеспечения исполнения обязательств, а также унификация процедур удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, в том числе в случаях, не связанных с ликвидацией и банкротством должника;

создание системы регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав (бюро регистрации);

совершенствование законодательного регулирования деятельности микрофинансовых организаций;

развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего, в области розничного потребительского кредитования и ипотеки;

развитие потребительского кредитования, включая вопросы обеспечения защиты прав граждан при использовании таких кредитов;

совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков;

г) совершенствование банковского надзора:

продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;

совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов;

д) участие государства в кредитных организациях:

завершение процедур выхода государственных унитарных предприятий из числа учредителей (участников) кредитных организаций в 2006 году;

усиление специализации банков с долей участия государства в уставном капитале на выполнении установленных государственных задач.

Реализация указанных мер приведет к увеличению к 2009 году соотношения активов банковского сектора к валовому внутреннему продукту с 42 процентов (на начало 2004 года) до 56 - 60 процентов, капитала к валовому внутреннему продукту - с 6 процентов до 7 - 8 процентов, предоставленных нефинансовому сектору кредитов к валовому внутреннему продукту - с 18 процентов до 26 - 28 процентов.

На страховом рынке Российской Федерации зарегистрировано на 1 июля 2005 г. 1208 страховых организаций. Общая сумма страховых премий и страховых выплат по всем видам страхования за I полугодие 2005 г. составила соответственно 263,4 и 146 млрд. рублей или 104,4 и 108,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

В структуре валовой страховой премии в I полугодии 2005 г. как и в аналогичном периоде 2004 года преобладают взносы по страхованию имущества, которые возросли по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 3,9 процента.

Также произошел незначительный рост взносов по обязательному страхованию (на 4,2 процента), в основном за счет обязательного медицинского страхования (прирост на 19,89 процента).

Развитие обязательного и добровольного страхования привело к значительному увеличению объемов страховых операций. В связи с этим повысилась ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение потребовало принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. В соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 июля 2007 г. страховые организации должны увеличить размер уставного капитала до 60 млн. рублей для страхования жизни, до 30 млн. рублей - для иных видов страхования, до 120 млн. рублей - для перестрахования.

Увеличение собственного капитала повысит финансовую устойчивость страховых организаций, позволит им увеличить объем операций страхования и, следовательно, размер своих инвестиционных ресурсов.

Для обеспечения развития страхового сектора в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:

а) развитие системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

закрепление возможности оформления документов для осуществления страховой выплаты без обращения в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

установление права потерпевшего обращаться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности;

б) реализация положений Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", касающихся:

лицензирования субъектов страхового дела;

развития института страховых актуариев;

специализации страховых организаций на осуществляющих личное страхование, в том числе страхование жизни;

разработки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность и финансовую устойчивость субъектов страхового дела;

в) упорядочение введения обязательных видов страхования:

унификация положений в законодательстве Российской Федерации, касающихся обязательного страхования, и приведение их в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

реформирование системы обязательного медицинского страхования;

развитие видов обязательного страхования ответственности определенных категорий лиц;

г) повышение капитализации страхового рынка:

стимулирование консолидации субъектов страхового дела;

разработка мер по развитию сострахования, взаимного страхования и перестрахования;

д) совершенствование надзора за деятельностью субъектов страхового дела;

е) внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части унификации требований по размещению средств страховых резервов с требованиями по размещению средств иными институциональными инвесторами.