ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 1: Какова подведомственность заявлений физических и юридических лиц об обжаловании нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации?

Ответ: В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ с 6 августа 2014 года внесены изменения в статьи 29, 191 АПК РФ, согласно которым арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам. Об оспаривании нормативных правовых актов см. главы 2 и 21 КАС РФ.

Вместе с тем из пункта 1 статьи 29 и пункта 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражным судам лишь в случае, если федеральным законом они прямо отнесены к их компетенции. Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает два условия обращения в арбитражный суд об оспаривании нормативных правовых актов: во-первых, обращение лица в защиту именно своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности и, во-вторых, в федеральном законе должно быть обязательное указание на возможности обращения лица именно в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.

Данный вывод подтверждается также положениями пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Федеральным законодательством не предусмотрена норма, которая относила бы рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации (Банка России) к компетенции арбитражных судов.

На основании изложенного заявления граждан и юридических лиц о признании недействующими нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации относятся к компетенции судов общей юрисдикции и на основании пункта 2 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются по первой инстанции Верховным Судом Российской Федерации.

Вопрос 2: Вправе ли прокурор обратиться в суд с заявлением о принудительной госпитализации лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза?

Ответ: В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения. Заявление о госпитализации подается в суд руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением. Участие прокурора в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.

Уклонение от лечения лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, то есть затрагивает их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной госпитализации лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, в защиту прав неопределенного круга лиц в целях предупреждения распространения инфекционного заболевания.

КонсультантПлюс: примечание.

Об особенностях производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке см. Главу 31 КАС РФ.

Порядок судопроизводства устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Однако нормами ГПК РФ не предусмотрен порядок рассмотрения указанных заявлений. В связи с этим и исходя из положений части 4 статьи 1 ГПК РФ, устанавливающих возможность применения судами норм процессуального права по аналогии закона, заявление прокурора подлежит рассмотрению по аналогии с порядком рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании (глава 35 ГПК РФ).

Вопрос 3: Является ли рассмотрение жалоб лиц, перечисленных в части 1 статьи 30 Федерального закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних", и протестов прокуроров на постановления судей по материалам о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел исключительной компетенцией председателя вышестоящего (областного) суда, либо поданные в установленный законом 10-дневный срок, жалобы и протесты должны рассматриваться судебной коллегией областного суда, а председатель областного суда осуществляет рассмотрение аналогичных жалоб и протестов соответствующего его уровню областного прокурора на вступившие в законную силу постановления судей?

Ответ: Вышеназванным Федеральным законом предусмотрена система государственных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, обеспечение защиты их прав и законных интересов, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Помещение несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел относится к числу указанных мер, которые, однако, не являются мерами государственного принуждения, применяемыми в порядке уголовного судопроизводства. В связи с этим Законом предусмотрен специальный порядок для разрешения судами отнесенных к их компетенции вопросов.

Учитывая вышеизложенное, рассмотрение судами жалоб (протестов прокуроров) на постановления по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также жалоб на такие постановления судей должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 30 Федерального закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" председателем вышестоящего суда в течение 10 суток со дня их поступления. В соответствии с частью 4 статьи 30 названного Закона по результатам рассмотрения жалобы или протеста прокурора на постановление судьи председатель вышестоящего суда принимает одно из следующих решений: оставляет постановление судьи без изменения, а жалобу или протест прокурора без удовлетворения; отменяет постановление судьи и направляет материалы на несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в суд для нового рассмотрения.

Вопрос 4: В каком размере уплачивается государственная пошлина при подаче заявления о повторной выдаче копий судебных актов, копий других документов из дела, выдаваемых судом, если в заявлении будут запрошены копии нескольких документов?

Ответ: Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов государственная пошлина уплачивается в размере 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.

Следовательно, при выдаче судом копии документа в пределах от одной до десяти страниц этого документа государственная пошлина уплачивается в размере 20 рублей, а при количестве, превышающем 10 страниц, исходя из расчета 2 рубля за каждую страницу документа.

В том случае, если в заявлении запрашивается несколько копий одного документа, при уплате государственной пошлины следует исходить из общего числа страниц, из расчета 2 рубля за каждую страницу документа.

Если же в заявлении содержится просьба о повторной выдаче копий разных судебных документов, государственная пошлина должна уплачиваться за копию каждого документа, независимо от количества страниц.

Вопрос 5: Какой суд должен выдать исполнительный лист - мировой судья или суд апелляционной инстанции, если судом апелляционной инстанции решение мирового судьи изменено или вынесено новое решение?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

Основанием для выдачи исполнительного листа являются принимаемые судами судебные постановления.

Следовательно, исполнительный лист должен быть выдан тем судом, которым в результате рассмотрения спора по существу было вынесено судебное постановление, являющееся основанием для выдачи исполнительного листа.

Поэтому если судом апелляционной инстанции изменено решение мирового судьи или вынесено новое решение, то исполнительный лист должен быть выдан судом апелляционной инстанции.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Вопрос 6: Как поступить суду, выдавшему и направившему по просьбе взыскателя исполнительный лист на исполнение судебному приставу-исполнителю, который был возвращен им в суд на основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с тем, что в исполнительном листе не указаны дата и место рождения должника-гражданина, а также место его работы?

Ответ: В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которая устанавливает требования, предъявляемые к исполнительным документам, дата и место рождения должника-гражданина, а также место его работы должны быть обязательно указаны в исполнительном документе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Закона судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления в случае несоответствия его требованиям, предусмотренным статьей 8 Закона.

Следовательно, предъявляемые к исполнительному листу требования, указанные в статье 8 Закона, являются обязательными и должны быть указаны судом в исполнительном листе. Поэтому в случае, если исполнительный лист возвращен в суд на основании пункта 1 статьи 10 названного Закона, суд должен устранить отмеченные недостатки и указать требования, необходимые для исполнения судебного решения.

Вопрос 7: Подлежит ли прекращению исполнительное производство по делу о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в порядке пункта 5 статьи 23 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если имеется задолженность по выплате алиментов?

Ответ: Согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции от 22 августа 2004 года) исполнительное производство прекращается в случае истечения установленного законом срока для данного вида взыскания.

Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: "Исполнительное производство прекращается судом в случае, если для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности".

Как следует из пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, взыскание сумм алиментов в судебном порядке прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Таким образом, при наступлении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, взыскание алиментов не производится.

Вместе с тем исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа (подпункт 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Следовательно, прекращение исполнительного производства по выплате алиментов при наступлении условий, определенных в пункте 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, но при наличии задолженности неправомерно.