ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 24: Могут ли быть предоставлены мировому судье, адвокату, депутату сведения, составляющие врачебную тайну (в частности, о наблюдении гражданина психиатрическим учреждением)?

Ответ: Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1999 года (в редакции от 7 марта 2005 года), информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Аналогичная норма содержится и в статье 9 Закона Российской Федерации от 22 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в редакции от 22 августа 2004 года), согласно которой сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.

Как следует из части 3 статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается, в частности, по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством (пункт 3 части 4 статьи 61 Основ).

Из сказанного выше следует, что мировой судья вправе направить запрос и получить сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Так как в действующем законодательстве адвокат и депутат не названы в числе субъектов, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну, указанная информация предоставлена им быть не может.

Вопрос 25: Могут ли быть отнесены к ветеранам военной службы граждане из числа гражданских лиц, которые призывались на сборы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 мая 1986 года N 634-188 "О проведении дезактивационных работ в районах Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", и стали инвалидами в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Ответ: Статьей 5 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" установлено, что ветеранами военной службы, в частности, являются военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Данная норма называет в качестве субъектов, которым устанавливается звание "Ветеран военной службы", военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.

При этом указанные субъекты должны являться инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Как следует из положений статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", граждане из числа гражданских лиц, призванные на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются.

Согласно абзацу второму пункта 2 этой же статьи на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующее законодательство не содержит нормы, относящей граждан, призванных на военные сборы, к лицам, которым присваивается звание "Ветеран военной службы".

Из вышеизложенного следует, что граждане из числа гражданских лиц, призывавшихся на сборы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 мая 1986 года N 634-188 "О проведении дезактивационных работ в районах Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", ставшие инвалидами в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не могут быть отнесены к ветеранам военной службы.

Вопрос 26: Каким образом следует оформлять работников при преобразовании обособленного структурного подразделения юридического лица в филиал, если при преобразовании все условия труда работников (трудовые функции, режим рабочего времени, а также адрес организации) остались прежними? Какую запись, кроме записи о преобразовании, необходимо внести в трудовые книжки работников?

Ответ: Так как при преобразовании обособленного структурного подразделения в филиал произошли изменения организационных условий труда, при решении вопроса об оформлении работников следует исходить из следующих норм Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции.

О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения, если иное не предусмотрено Кодексом или иным федеральным законом (часть 2 статьи 73 Кодекса).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках" в трудовой книжке работника отражаются сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона).

Таким образом, трудовая книжка должна содержать сведения об изменении трудовой функции работника и существенных условий труда.

Требования вносить запись в трудовую книжку в случаях, когда при преобразовании обособленного структурного подразделения юридического лица в филиал работники продолжают работать без изменения трудовой функции, действующее законодательство не содержит.

Вопрос 27. Можно ли, учитывая положения статьи 58 Федерального закона "Об исполнительном производстве", обратить взыскание на имущество учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, и на имущество, принадлежащее юридическому лицу на праве хозяйственного ведения?

Ответ: Статья 58 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

В соответствии с частью 1 статьи 296 и частью 1 статьи 298 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им и не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 сентября 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ статьи 115, 120 утратили силу, статьи 56, 113 изложены в новой редакции, ГК РФ дополнен статьями 123.21 - 123.23, регулирующими деятельность учреждений.

Часть 2 статьи 56 ГК РФ предусматривает, что казенное предприятие и финансируемое собственником учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 120 ГК РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Из положений данной нормы следует, что взыскание может быть обращено только на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, обращение же взыскания на иное имущество, в том числе на имущество, которое принадлежит учреждению на праве оперативного управления, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Однако данная норма не регулирует правоотношения, которые возникают в случае обращения взыскания на это имущество.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского кодекса РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Следовательно, взыскание может быть обращено на все принадлежащее юридическому лицу имущество, в том числе на имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения.

Исходя из изложенного и учитывая положения статьи 58 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, взыскание не может быть обращено на имущество учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Что касается имущества юридического лица, которое принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, то взыскание может быть обращено на указанное имущество, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте. При этом согласия собственника данного имущества не требуется.

Вопрос 28: Распространяется ли льгота по оплате коммунальных услуг, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации в редакции от 22 августа 2004 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на членов семей граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона?

Ответ: Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 данного Закона (в редакции от 24 ноября 1995 года) вышеуказанным категориям граждан гарантировалась: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых), и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что льгота в виде скидки в размере 50 процентов от установленной платы за пользование коммунальными услугами предусматривалась только для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. На членов их семьи указанная льгота не распространялась.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.

Согласно пункту 3 части 1 вышеназванной статьи, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате за пользование коммунальными услугами.

Таким образом, льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, установленная статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 22 августа 2004 года), так же, как и в ранее действовавшей редакции, на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, не распространяется.