Письмо ФНС РФ от 05.09.2005 N 02-1-07/81 "О подтверждении хозяйственных операций первичными учетными документами"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 5 сентября 2005 г. N 02-1-07/81

О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

ПЕРВИЧНЫМИ УЧЕТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Вопрос. В соответствии со статьями 21 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением от 30.09.2004 N 506, просим дать письменное разъяснение по следующим вопросам.

В ходе реализации лизинговых сделок организация (далее - Лизингодатель) приобретает в собственность имущество и предоставляет его за определенную плату (лизинговый платеж) во временное владение и в пользование другой организации (далее - Лизингополучатель). Графиком платежей предусмотрена помесячная оплата лизинговых платежей. Договором лизинга предусмотрено, что имущество учитывается на балансе Лизингодателя. Договором лизинга не предусмотрено ежемесячное подписание актов выполненных работ на сумму лизингового платежа.

1. Правомерно ли требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы об обязательном ежемесячном составлении первичного документа в виде подписанного двустороннего акта между Лизингодателем и Лизингополучателем для обоснования правомерности отнесения Лизингополучателем в налоговом учете суммы лизингового платежа на прочие расходы в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса?

2. Является ли достаточным для подтверждения правомерности отнесения арендной платы на прочие расходы в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса наличие следующих документов:

- договора аренды;

- акта приема-передачи помещения;

- счета на оплату, выставленного арендодателем;

- платежных документов, подтверждающих оплату этого счета;

- счета-фактуры?

Ответ. Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Все хозяйственные операции организации должны соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходами за вычетом сумм начисленной в соответствии со статьей 259 Кодекса по этому имуществу амортизации.

При этом, согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 Кодекса, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода, в частности, для расходов в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Необходимо учитывать, что сдача имущества в аренду является оказанием услуг.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 Кодекса).

Соответственно если договаривающимися сторонами заключен договор аренды (лизинга) и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды (лизинга), то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора, и, следовательно, у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель, лизингодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор, лизингополучатель).

Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды (лизинга) ни главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено.

Заместитель руководителя

Федеральной налоговой службы

М.П.МОКРЕЦОВ