<Письмо> ФНС РФ от 22.03.2005 N 03-4-03/407/28 <Об особенностях исчисления НДС по авансовым платежам, полученным в счет выполнения работ от иностранных организаций, и о налоговых вычетах>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 марта 2005 г. N 03-4-03/407/28

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос Государственного учреждения Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (далее - ГУ РС ФЖТ) по вопросу применения налоговых вычетов, уплаченных с сумм авансовых платежей, и сообщает следующее.

Как следует из запроса и представленных документов, ГУ РС ФЖТ (Исполнитель) заключает договоры на проведение работ по организации и проведению сертификационных испытаний продукции железнодорожного транспорта с иностранными заводами - изготовителями, не состоящими на учете в российских налоговых органах (Заказчик). Договором предусмотрено, что оплата работ производится посредством перечисления авансовых платежей. Согласно условиям договора при выполнении указанных работ Исполнитель вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц и при этом производить оплату их услуг самостоятельно.

Для выполнения работ по проведению сертификационных испытаний продукции железнодорожного транспорта ГУ РС ФЖТ заключает с иностранными организациями (исследовательскими институтами), не состоящими на учете в российских налоговых органах, договоры на выполнение указанных работ, собственником результатов сертификационных испытаний (результатов работ по договору) является ГУ РС ФЖТ (Заказчик).

Статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

С целью решения вопроса о наличии или отсутствии реализации работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации, в случае, когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, статьей 148 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг).

По общему правилу, местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).

Место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя определяется на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, местонахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, местонахождения постоянного представительства (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса являются исключениями из данного правила.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4 данного пункта).

Поскольку работы по организации и проведению сертификационных испытаний продукции прямо не поименованы в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, для определения места реализации данных услуг необходимо руководствоваться положением подпункта 5 пункта 1 данной статьи Кодекса.

Таким образом, местом реализации данных работ, выполняемых для иностранных заказчиков, признается территория Российской Федерации, и, следовательно, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, денежные средства, полученные ГУ РС ФЖТ в счет предстоящего выполнения работ по организации и проведению сертификационных испытаний продукции для иностранных заказчиков, включаются в налоговую базу того налогового периода, в котором фактически эти средства получены.

При этом пунктом 8 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком НДС с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг), в том числе поставок, произведенных в том же налоговом периоде, в котором поступили авансы, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 Кодекса.

М.П.МОКРЕЦОВ