<Письмо> МНС РФ от 02.03.2004 N 23-3-09/5-739@ "О применении Соглашения между РФ и США от 17.06.1992"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 2 марта 2004 г. N 23-3-09/5-739@

О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РФ И США ОТ 17.06.1992

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, обобщив информацию о применении Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года (далее - Соглашение), сообщает следующее.

Статьей X Соглашения предусматривается, что Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Соглашением.

Таким образом, нормы статьи X Соглашения распространяются на США (в том числе дипломатические представительства США и государственные органы США), их персонал, подрядчиков США (то есть лиц, заключивших с США, государственными органами или дипломатическими представительствами США договоры подряда и являющихся подрядчиками или генеральными подрядчиками США) и их персонал, которые освобождаются от обязанностей по уплате всех налогов на территории Российской Федерации в связи с реализацией проектов в рамках Соглашения.

Порядок применения норм статьи X Соглашения разъяснен письмом МНС России от 13 сентября 2002 года N РД-6-23/1408, а также письмом МНС России от 19 августа 2003 года N РД-6-23/896@ (в отношении налога на доходы физических лиц). Письмом МНС России от 13 сентября 2002 года N РД-6-23/1408 установлено, что информация о персонале США, подрядчиках и персонале подрядчиков направляется в МНС России Исполнительными органами, указанными в Протоколе к Соглашению, либо иными органами, назначаемыми Правительством Российской Федерации или Правительством Соединенных Штатов Америки. МНС России доводит полученную информацию до своих территориальных органов.

Вместе с тем статьей 15 Конституции Российской Федерации, а также статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлен принцип приоритета норм международных договоров Российской Федерации над нормами нормативных актов Российской Федерации.

Таким образом, невыполнение вышеназванных процедурных положений, установленных указанным письмом МНС России, не будет являться основанием для отказа в предоставлении налоговых льгот персоналу США, подрядчикам (контрагентам) США и их персоналу.

Что касается уплаты США и подрядчиками США налога на добавленную стоимость, следует учитывать следующее.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Таким образом, положения международных договоров Российской Федерации, порядок применения которых не устанавливается в них самих или иных источниках международного права, реализуются в порядке, определенном положениями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.

Таким образом, реализация Соединенными Штатами Америки или подрядчиками США товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем генеральный подрядчик по договору подряда имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору других лиц (субподрядчиков). Статьей X Соглашения не предусмотрены какие-либо налоговые льготы в отношении субподрядчиков, и они в рамках проектов оказания Российской Федерации международной технической помощи могут получить освобождение от налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса).

Д.А.ЧУШКИН