<Письмо> Минфина РФ от 13.03.2002 N 16-00-24/13 <О бланках строгой отчетности>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2002 г. N 16-00-24/13

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел запрос и сообщает следующее.

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1 утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

В 1993 году Федеральным законом от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" было установлено, что все денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации всеми организациями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Однако отдельным категориям организаций в силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения разрешается осуществлять расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Такие организации приведены в Перечне отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, не подлежит применению с момента вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 2 которого установлен новый перечень.

В соответствии с пунктом 1 новой редакции Перечня (изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 917) организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в случае оказания ими услуг населению (за исключением услуг по перевозке пассажиров такси, в том числе маршрутными) при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, утвержденных Министерством финансов России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Формы документов строгой отчетности, представляемые на утверждение в Министерство финансов Российской Федерации, должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику операций, следующие обязательные реквизиты, установленные для форм первичной учетной документации: гриф утверждения; наименование формы документа; шестизначный номер, серия; код по ОКУД; дата составления документа; наименование и код организации по ОКПО; вид оказываемых услуг, работ; единица измерения в натуральном и денежном выражении; подпись ответственного лица.

До настоящего времени были утверждены в установленном порядке более 200 форм бланков строгой отчетности.

В соответствии с ранее действовавшим порядком утверждения бланков строгой отчетности письмами Министерства финансов Российской Федерации (за подписью Заместителя Министра финансов Российской Федерации) вышеназванные документы не подлежали направлению в Министерство юстиции Российской Федерации для прохождения процедуры государственной регистрации, так как бланки строгой отчетности являются техническим элементом оформления операций и письма не относятся к нормативно-правовым актам.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" Министерством финансов Российской Федерации ведется работа по переутверждению вышеуказанных бланков.

Следует обратить внимание, что бланки строгой отчетности, утвержденные письмами Минфина России и не представленные до настоящего момента на переутверждение, тем не менее являются действующими до прохождения процедуры переутверждения в указанном выше порядке. В связи с этим до момента переутверждения организациям для приема денежных средств от физических лиц при оказании услуг следует использовать утвержденные действующие формы бланков строгой отчетности.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: форма N 3-Г утверждена Приказом Минфина РФ от 13.12.1993 N 121, а не письмом.

Бланки строгой отчетности, используемые в сфере гостиничного хозяйства (в том числе и "Счет" за проживание в гостинице, форма N 3-Г по ОКУД 0790203), утверждены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.1993 N 121 по представлению Комитета РФ по муниципальному хозяйству, на переутверждение не представлялись и являются на настоящий момент действующими.

Утвержденные бланки строгой отчетности являются официальными государственными документами и распространяются на все организации, занимающиеся подобными видами деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным сообщаем, что применение бланков строгой отчетности, утвержденных вышеуказанным письмом, в сфере гостиничного хозяйства является правомерным.

Руководитель Департамента

А.С.БАКАЕВ