Решение Верховного Суда РФ от 14.10.2003 N ГКПИ03-1046 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1046

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Павликовой Е.В.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению унитарного муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ",

установил:

унитарное муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" (сокращенное наименование: "УМП "ЖКХ") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ".

Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы УМП "ЖКХ".

В суде представитель УМП "ЖКХ" Колесников Е.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что унитарное муниципальное предприятие приобретает электроэнергию и газ для предоставления коммунальных услуг. Большую часть его потребителей составляют население и бюджетные организации, к которым заявитель не вправе применять порядок расчетов путем авансовых платежей, а своих оборотных средств для расчетов за энергию авансом, как правило, не хватает.

Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Лисенков Ю.А., Полякова С.В., Березин В.А., Петрухина А.А., Литовка О.Ю., Коченкова А.Б. возражали против удовлетворения заявленных требований, т.к. оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и свободы унитарного муниципального предприятия.

Выслушав объяснения представителей: заявителя УМП "ЖКХ" Колесникова Е.В., заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Лисенкова Ю.А., Поляковой С.В., Березина В.А., Петрухиной А.А., Литовка О.Ю., Коченковой А.Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 года N 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ.

Настоящий Порядок устанавливает правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения.

При авансовых платежах за электрическую, тепловую энергию и природный газ в счетах, выставляемых энергоснабжающими организациями потребителям за принятое последними количество энергии и природного газа, должны учитываться суммы произведенных потребителями авансовых платежей в порядке, определяемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией.

Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ разработан Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации, регулируя отношения по договору энергоснабжения, в статье 544 устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Аналогичная норма содержится в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которой предусмотрено, что оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

В случае, если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца.

Представитель заявителя УМП "ЖКХ" Колесников Е.В. не оспаривал в суде полномочия Правительства Российской Федерации по изданию порядка расчетов за энергию.

Правительство Российской Федерации в оспариваемом нормативном акте установило применение авансовых платежей или расчетов по аккредитиву для потребителей (юридических лиц, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов и казенных предприятий) при оплате за электрическую, тепловую энергию и природный газ.

Из содержания статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" следует, что по договору энергоснабжения оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии. При этом федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон не исключена возможность установления оплаты энергии с применением авансовых платежей.

Утвержденный Правительством Российской Федерации Порядок расчетов предусматривает, что при авансовых платежах за электрическую, тепловую энергию и природный газ в счетах, выставляемых энергоснабжающими организациями потребителям за принятое последними количество энергии и природного газа, должны учитываться суммы произведенных потребителями авансовых платежей в порядке, определяемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, т.е. по окончании расчетного периода оплата производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ издан Правительством РФ в целях совершенствования системы расчетов российских потребителей за топливо-энергетические ресурсы.

Из объяснений представителей заинтересованного лица Лисенкова Ю.А., Литовка О.Ю. следует, что оспариваемый нормативный правовой акт Правительства РФ не запрещает сторонам в договоре энергоснабжения установить условия оплаты энергии без применения авансовых платежей, что соответствует принципу диспозитивности, не ограничивает право сторон в договоре на самостоятельное определение порядка оплаты за принятую энергию и не может рассматриваться как ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Из устава "ЖКХ" следует, что это юридическое лицо является коммерческой организацией, созданной в форме муниципального унитарного предприятия.

Как пояснил в судебном заседании представитель УМП "ЖКХ" Колесников Е.В., их предприятие перепродает электроэнергию и газ потребителям, среди которых 80% составляют население и бюджетные учреждения, к которым действующее законодательство не предоставляет возможным применить авансовые платежи.

Предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294 Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ не распространяется на потребителей - бюджетные учреждения, т.е. организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (статья 161 Бюджетного кодекса РФ).

В суде представитель Правительства РФ Петрухина А.А. пояснила, что в связи с введением в действие Бюджетного кодекса РФ в целях обеспечения контроля за своевременной оплатой потребления электрической и тепловой энергии и газа организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, Правительство РФ Постановлением от 4 апреля 2000 г. N 296 утвердило Порядок взаимодействия главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, Российского акционерного общества "ЕЭС России", открытого акционерного общества "Газпром" и их дочерних и зависимых обществ по осуществлению контроля за своевременной оплатой потребления электрической и тепловой энергии и газа.

Пунктом 4 настоящего Постановления Правительство РФ рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления утвердить порядок взаимодействия органов исполнительной власти, получателей бюджетных средств, энергоснабжающих организаций и поставщиков газа по осуществлению контроля за своевременной оплатой потребления электрической и тепловой энергии и газа организациями, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов.

Предприятие УМП "ЖКХ" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии с действующим законодательством является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что предприятие не имеет достаточных оборотных средств для осуществления авансовых платежей по договорам энергоснабжения, не могут рассматриваться как нарушение оспариваемым Постановлением Правительства РФ гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Что касается доводов жалобы о необходимости государственной регистрации оспариваемого нормативного правового акта, то в суде представитель заявителя УМП "ЖКХ" Колесников Е.В. признал их несостоятельными, т.к. Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 не предусмотрена государственная регистрация нормативных правовых актов Правительства РФ.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, издан в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, заявление УМП "ЖКХ" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление унитарного муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.