Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Информационное письмо Банка России N 5 "Вопросы по применению Положения Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

N 5

ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ

ОТ 20.12.2002 N 207-П "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН

СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

1. Вправе ли филиал кредитной организации самостоятельно направлять в уполномоченный орган сведения, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Федеральный закон), и если да, то как такая передача может быть организована?

При формировании и направлении в уполномоченный орган предусмотренных Федеральным законом сведений кредитной организации (в том числе ее филиалам) следует руководствоваться порядком, который определен в Положении Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Положение N 207-П).

В соответствии с требованиями пунктов 2.1 - 2.2 Положения N 207-П представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется в форме отчета в виде электронного сообщения (ОЭС) через территориальное учреждение Банка России (далее - территориальное учреждение). При этом кредитная организация самостоятельно устанавливает внутренний регламент формирования и направления в территориальное учреждение сведений, предусмотренных Федеральным законом, всеми ее структурными подразделениями.

Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 2.2 Положения N 207-П передача в уполномоченный орган ОЭС через территориальное учреждение филиалом кредитной организации допускается только для филиалов, имеющих банковский идентификационный код (БИК) участника расчетов на территории Российской Федерации, а порядок такого представления сведений должен быть в письменной форме доведен указанными филиалами до территориального учреждения, осуществляющего надзор за их деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что действие абзаца третьего пункта 2.8 Положения N 207-П, предусматривающего в исключительных случаях предоставление филиалу кредитной организации возможности подготовки ОЭС с использованием технических средств территориального учреждения, распространяется только на филиалы кредитных организаций, осуществляющие передачу сведений в КФМ России через территориальное учреждение в соответствии с пунктом 2.2 Положения N 207-П. Формирование и направление ОЭС филиалом кредитной организации, осуществляющим передачу сведений через головную организацию, с использованием технических средств территориального учреждения Положением N 207-П не предусмотрены. Порядок подготовки и передачи сведений в этом случае должен определяться кредитной организацией самостоятельно на основании пункта 2.2 Положения N 207-П.

2. Какими способами может быть обеспечена защита информации, передаваемой филиалом головному офису кредитной организации при исполнении Положения N 207-П?

Пункт 6 статьи 7 Федерального закона запрещает работникам кредитных организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, информировать об этом своих клиентов или иных лиц.

Таким образом, в случае передачи ОЭС либо необходимых для его формирования сведений из филиала в головной офис кредитной организации в целях соблюдения требований Федерального закона, а также Положения N 207-П данная организация обязана обеспечить сохранность всех данных, а также невозможность несанкционированного ознакомления с ними третьих лиц.

Порядок обеспечения конфиденциальности информации разрабатывается кредитной организацией самостоятельно и в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона должен быть включен в правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Из этого следует, что в тех случаях, когда по решению кредитной организации ее филиалы представляют сведения в уполномоченный орган через головной офис, процесс доведения информации от филиала до головного офиса должен быть организован с обеспечением необходимого уровня конфиденциальности передаваемой информации. В частности, при использовании филиалом для доведения информации до головной организации открытых (незащищенных) каналов связи передаваемая информация должна быть защищена с использованием сертифицированных средств шифрования. При этом каждая кредитная организация самостоятельно осуществляет выбор таких средств. В случае использования защищенных каналов связи или курьерской доставки информации конфиденциальность может обеспечиваться посредством организационных способов защиты.

3. В случае, если одной из сторон операции покупки (продажи) наличной иностранной валюты выступает кредитная организация, представляющая информацию в уполномоченный орган, какие данные ей необходимо указать при заполнении в ОЭС полей в блоках "У0, И0 и Б0, У3, И3 и Б3" - "Сведения о плательщике (получателе) денежных средств по операции"?

В соответствии с пунктом 2 Приложения 4 к Положению N 207-П в ОЭС по операции, подлежащей контролю, кредитной организацией должна быть представлена информация о следующих ее участниках: плательщике денежных средств по операции, получателе этих средств, обслуживающих их кредитных организациях (филиалах), представителях плательщика и получателя денежных средств по операции, действующих от их имени в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а также о лицах, не являющихся плательщиком или получателем денежных средств по операции, по поручению и от имени которых совершается операция. При этом пунктами 2.1 - 2.2 Приложения 4 к Положению N 207-П определено, что при включении в DBF-файл сведений об операции покупки (продажи) иностранной валюты под плательщиком денежных средств следует понимать покупателя иностранной валюты (в том числе кредитную организацию, представляющую сведения об этой операции), а под получателем - продавца иностранной валюты (в том числе кредитную организацию, представляющую сведения об этой операции).

Таким образом, при заполнении поля "Сведения о плательщике (получателе) денежных средств по операции" в блоках ОЭС "У0, И0 и Б0, У3, И3 и Б3" - согласно требованиям Приложения 4 к Положению N 207-П кредитной организации необходимо указать информацию о себе как организации, представляющей сведения по операции купли-продажи наличной иностранной валюты, и о клиенте, являющемся стороной по этой операции.

4. В соответствии с Федеральным законом сведения в отношении переводов денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, подлежат обязательному представлению уполномоченному органу. Каким образом кредитная организация заполняет поля ОЭС, в которых предусмотрено отражение информации о владельце анонимного счета (вклада)?

Согласно требованиям к структуре ОЭС, установленным в Приложениях 4 и 5 к Положению N 207-П, информацию для передачи в уполномоченный орган необходимо представлять в виде файла формата DBF в кодировке DOS (кодовая страница 866); каждая запись DBF-файла должна содержать сведения об одной операции. Наличие всех полей записи и соответствие типов полей в структуре DBF-файла являются строго обязательными. Наличие "пустых" записей в DBF-файле не допускается. При этом заполнение полей записи DBF-файла проводится на основании таблицы 1 Приложения 4 к Положению N 207-П.

Учитывая изложенное, а также установленный в таблице 1 Приложения 4 к Положению N 207-П порядок, при заполнении кредитной организацией полей ОЭС, предназначенных для внесения сведений о физическом лице - перевододателе по операции поступления денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, в разделе DBF-файла "Сведения о плательщике денежных средств по операции" в поле ТU0 (тип участника операции), учитывая, что данное физическое лицо не является ее клиентом, следует указать значение "4", а поле "NAMEU0" (наименование участника операции) и иные подобные поля заполнить на основании полученного по операции платежного документа.

Аналогичным образом кредитной организации следует составить поля ОЭС и в случае выявления операции по переводу денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца. В разделе DBF-файла "Сведения о получателе денежных средств по операции" в качестве значения поля ТU3 (тип участника операции) необходимо проставить "4" (поскольку получатель перевода не находится на обслуживании в кредитной организации), а в поле "NAMEU3" и в иные поля, предназначенные для внесения сведений о получателе денежных средств, перенести данные соответствующего платежного документа.

5. В случае совершения кредитными организациями на межбанковском валютном рынке операции купли-продажи наличной иностранной валюты на сумму, равную 600 000 рублей или превышающую ее, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте какой код вида операции проставляется в формируемом в соответствии с требованиями Положения N 207-П ОЭС?

В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона в качестве операций, подлежащих обязательному контролю, названы покупка и продажа наличной иностранной валюты.

Учитывая изложенное, при совершении на межбанковском валютном рынке сделки купли-продажи наличной иностранной валюты кредитной организации, приобретающей наличную иностранную валюту, следует представить в КФМ России сведения об операции покупки наличной иностранной валюты и в ОЭС сделать запись по коду 1003 "покупка наличной иностранной валюты", а кредитной организации, продающей наличную иностранную валюту, - заполнить поля по коду 1004 "продажа наличной иностранной валюты".

6. В Федеральном законе и Положении N 207-П по-разному сформулированы положения о сроках представления в уполномоченный орган сведений по операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществление которой было приостановлено в соответствии с Федеральным законом. Принимая во внимание изложенное, в течение какого времени кредитная организация обязана представить в уполномоченный орган указанные сведения?

Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона установлено, что операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемые организацией или физическим лицом, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическим или юридическим лицом, действующим от имени или по указанию таких организации или лица, подлежат приостановлению, и информация о них не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, должна быть представлена в уполномоченный орган.

При этом порядок представления информации в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона в отношении кредитных организаций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Такой порядок установлен Положением Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". При этом Положение N 207-П зарегистрировано в Минюсте России 04.01.2003 (N 4092), что подтверждает соответствие изложенных в нем подходов требованиям федерального законодательства.

Из вышеизложенного следует, что при выявлении операции, указанной в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, кредитная организация согласно пункту 2.9 Положения N 207-П обязана в день приостановления или совершения такой операции сформировать отдельный ОЭС, содержащий сведения о данной операции, и немедленно направить его в уполномоченный орган с признаком в имени файла - сведения об операции, связанной с финансированием терроризма.

Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.