Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Постановление Правительства РФ от 15.04.1992 N 246 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений на 1992 год и урегулирования трудовых споров (конфликтов)"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 1992 г. N 246

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ

(ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ НА 1992 ГОД И УРЕГУЛИРОВАНИЯ

ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. N 45 "О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" Правительство Российской Федерации постановляет:

утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений на 1992 год и урегулирования трудовых споров (конфликтов).

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 апреля 1992 г. N 246

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ

И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЕ НА 1992 ГОД

И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ

И ОТРАСЛЕВОГО (ТАРИФНОГО) СОГЛАШЕНИЯ

1. Генеральное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, определяющий основные направления сотрудничества и взаимные обязательства Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов и общероссийских объединений работодателей в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.

2. Отраслевое (тарифное) соглашение - правовой акт, устанавливающий направления социально-экономического развития отрасли, условия труда, уровень занятости, оплату труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), определяющий взаимные обязательства сторон и решающий иные вопросы отраслевого уровня.

II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ

3. Основными принципами заключения соглашений являются:

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

III. СТОРОНЫ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ И

ОТРАСЛЕВЫЕ (ТАРИФНЫЕ) СОГЛАШЕНИЯ

4. Сторонами генерального соглашения являются:

Правительство Российской Федерации;

общероссийские объединения профсоюзов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

общероссийские объединения работодателей.

5. Сторонами отраслевых (тарифных) соглашений являются:

Министерство труда и занятости населения Российской Федерации, иные представители от экономических, социальных и других органов государственного управления;

общероссийские (межрегиональные) профсоюзы, другие соответствующие профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;

работодатели (объединения работодателей), которым делегированы права на заключение соглашений.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ

6. Содержание генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций.

V. СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОГО (ТАРИФНОГО) СОГЛАШЕНИЯ

7. Содержание отраслевого (тарифного) соглашения определяется сторонами.

Соглашение может предусматривать положения:

об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

о льготах предприятиям, учреждениям и организациям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.

8. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

VI. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫХ

УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАБОТНИКАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

НА ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ

9. Право на ведение коллективных переговоров с целью заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений предоставляется представителям соответствующих профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

10. На этапе подготовки генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений общероссийские профсоюзы, их объединения, другие соответствующие профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы определяют на основе договоренности одну треть членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и отраслевых комиссий.

11. При наличии на отраслевом или профессиональном уровне одного профсоюза стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот профсоюз или иной уполномоченный работниками представительный орган.

12. При наличии на отраслевом или профессиональном уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) или иных уполномоченных работниками представительных органов, обладающих правом на ведение переговоров и заключение соглашения от имени работников, по договоренности между этими профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами определяются члены отраслевой комиссии.

13. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения от имени соответствующих профсоюзов, их объединений или иных уполномоченных работниками представительных органов, участвующих в переговорах, подписываются их полномочными представителями при условии делегирования такого права всеми участниками переговоров от профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов или полномочным представителем от каждого соответствующего профсоюза и иного уполномоченного работниками представительного органа, участвующего в переговорах.

VII. ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ) НА

ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ

14. На этапе подготовки генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений работодатели (объединения работодателей) на основе договоренности определяют одну треть членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и отраслевых комиссий.

15. Для ведения переговоров с целью заключения отраслевого (тарифного) соглашения министерство, ведомство должно обладать правами работодателя или быть наделено соответствующими полномочиями.

16. Концерны, ассоциации и другие объединения предприятий независимо от форм собственности имеют право на ведение переговоров и заключение генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений, если это предусмотрено их уставами.

17. При наличии в отрасли единого работодателя в лице министерства, ведомства стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот работодатель.

18. В случае, когда в отрасли имеются несколько работодателей (объединений работодателей), претендующих на участие в переговорах и заключение отраслевого (тарифного) соглашения от их имени, члены отраслевой комиссии определяются по договоренности между ними.

19. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения от имени всех работодателей (объединений работодателей), участвующих в переговорах, подписываются полномочным представителем от каждого работодателя (объединений работодателей), участвующих в переговорах.

VIII. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

20. Для ведения переговоров стороны на основе предварительных трехсторонних консультаций образуют комиссии (Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевую комиссию) из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

21. Состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается Президентом Российской Федерации.

22. Изменения персонального состава комиссии осуществляются координатором Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по представлению соответствующей стороны.

23. Отраслевая комиссия формируется на принципах паритетного представительства сторон. По представлению Министерства труда и занятости населения Российской Федерации представителей в отраслевую комиссию от экономических, социальных и других органов государственного управления рекомендует в необходимых случаях Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

24. Возглавляет отраслевую комиссию и утверждает ее состав заместитель Министра труда и занятости населения Российской Федерации.

25. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения подписываются полномочными представителями, которым делегированы права на подписание этих правовых актов.

26. Порядок, сроки разработки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений определяются соответствующими комиссиями и оформляются их решениями. Внесение изменений и дополнений в соглашения производится по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Положением для их заключения.

27. Любая из сторон имеет право за три месяца до окончания срока действия генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений или в сроки, определенные этими документами, внести другим сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению новых соглашений.

28. После получения письменного уведомления стороны в течение 7 дней должны начать переговоры по заключению или изменению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений.

29. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к соглашению по не зависящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров.

30. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения по истечении срока их действия могут быть по согласованию сторон пролонгированы на период переговоров, но не более чем на 3 месяца.

IX. РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

31. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

32. В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон.

Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора.

33. При недостижении согласия между сторонами относительно вынесенных рекомендаций допускаются организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству.

34. В поддержку своих требований при проведении переговоров о разработке, заключении или изменении соглашения профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право проводить собрания, митинги, пикетирование, демонстрации в нерабочее время и без нарушения деятельности предприятий.

35. В генеральном соглашении и отраслевом (тарифном) соглашении могут быть предусмотрены примирительные процедуры рассмотрения разногласий (споров) о неудовлетворенных требованиях сторон. Решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, принятые в пределах ее компетенции, имеют обязательную силу для сторон, участвующих в споре.

36. В случае возникновения разногласий (споров) при подготовке, заключении и выполнении генерального соглашения и отраслевого (тарифного) соглашения трудовые коллективы вправе обращаться в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и отраслевые комиссии.

37. При отсутствии согласия в отраслевой комиссии разрешение разногласий (споров) осуществляется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений после получения соответствующего обращения отраслевой комиссии.

38. Рассмотрение обращения отраслевой комиссии и принятие решения по нему Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений производятся в 7-дневный срок со дня получения обращения.

39. Неурегулирование разногласий (споров) в установленные сроки не является основанием для невыполнения положений генерального соглашения и отраслевого (тарифного) соглашения.

40. В урегулировании коллективных трудовых споров по выполнению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений принимает участие служба разрешения трудовых конфликтов при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации.

X. РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)

41. До принятия Закона Российской Федерации о разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) разрешение этих споров (конфликтов) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" в части, не противоречащей Конституции РСФСР и законодательству Российской Федерации.

42. Полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в части разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) определяются Положением об этой комиссии.

XI. УВЕДОМИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ

43. Уведомительная регистрация заключенных соглашений осуществляется Министерством труда и занятости населения Российской Федерации.

44. Для уведомительной регистрации заключенных соглашений работодатели (объединения работодателей) в 7-дневный срок направляют в Министерство труда и занятости населения Российской Федерации следующие документы:

отраслевые (тарифные) соглашения и приложения к ним в 2-х экземплярах;

протоколы (совместные приказы) о создании отраслевых комиссий;

протоколы (совместные приказы) о порядке введения в действие

соглашений.

45. Отраслевое (тарифное) соглашение, не подписанное сторонами, является недействительным и не регистрируется.

46. В случае внесения изменений и дополнений в заключенное отраслевое (тарифное) соглашение, возникновения коллективного трудового спора (конфликта) сторона, подписавшая соглашение, обязана в 7-дневный срок проинформировать об этом Министерство труда и занятости населения Российской Федерации.

XII. ДЕЙСТВИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ

(ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ

47. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашениях.

Срок действия соглашений, порядок контроля за их выполнением определяются сторонами.

48. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения распространяются на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили участников разработать и заключить от их имени эти соглашения.

XIII. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И

ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ

49. Контроль за выполнением генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений осуществляется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также Министерством труда и занятости населения Российской Федерации.

При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

50. Лица, виновные в уклонении от участия в переговорах по заключению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений или невыполнении этих соглашений, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.