Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 31 марта 2023 г. N 525

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ ЗА СЧЕТ ВРЕМЕННО

СВОБОДНЫХ СРЕДСТВ ЕДИНОГО СЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее - специальные казначейские кредиты).

2. Специальный казначейский кредит предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на цели финансового обеспечения реализации мероприятий, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, реализуемых по направлениям, указанным в пункте 3 настоящих Правил (далее соответственно - президиум (штаб) Комиссии, одобренное мероприятие).

3. Средства специального казначейского кредита подлежат использованию субъектом Российской Федерации по следующим направлениям:

а) проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной (в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), транспортной, социальной инфраструктур, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения (в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) (за исключением субъектов Российской Федерации, реализующих мероприятия по направлениям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" настоящего пункта);

б) проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе осуществление функции технического заказчика, включая проведение строительного контроля, организация разработки схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проведение мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета использованных коммунальных ресурсов - для Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

в) проектирование, строительство, реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов коммунальной, транспортной, социальной, туристской инфраструктур, приобретение транспортных средств и подвижного состава городского транспорта общего пользования, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение работ по благоустройству территорий - для городов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, городов с населением свыше 50 тыс. человек по состоянию на 1 января 2021 г., расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, а также г. Тынды и г. Северобайкальска и иных населенных пунктов, включенных в мастер-планы указанных городов;

г) приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга);

д) реконструкция, модернизация действующих котельных, работающих на угле и мазуте, при их переводе на биотопливо (в том числе пеллеты) и проектирование, строительство новых котельных, работающих на биотопливе, с учетом приоритетности модернизации и строительства этих котельных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов.

4. Специальный казначейский кредит предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем объем бюджетных средств, предусмотренных для финансового обеспечения реализации за счет специальных казначейских кредитов одобренного мероприятия.

5. Предоставление специального казначейского кредита оформляется соглашением, заключаемым Федеральным казначейством с уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Указанное соглашение содержит установленные настоящими Правилами положения и обязательства субъекта Российской Федерации и заключается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с типовой формой, определяемой Федеральным казначейством и согласованной с Министерством финансов Российской Федерации.

Специальный казначейский кредит предоставляется на срок до 15 лет с условиями его погашения ежегодно равными долями согласно графику погашения специального казначейского кредита начиная с 3-го года предоставления специального казначейского кредита и правом его полного или частичного досрочного погашения.

6. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) вправе направить в Федеральное казначейство заявление о предоставлении специального казначейского кредита в соответствии с формой, определяемой Федеральным казначейством, после включения одобренного мероприятия в перечень таких мероприятий, утверждаемый актом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не позднее 5-го рабочего дня со дня принятия президиумом (штабом) Комиссии решения об одобрении мероприятия, а также после утверждения нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) детализированного перечня мероприятий, реализуемых в рамках одобренного мероприятия, с указанием источников финансирования и сроков реализации мероприятий (далее - нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации).

7. Специальный казначейский кредит предоставляется на основании заявления о предоставлении специального казначейского кредита, указанного в пункте 6 настоящих Правил, которое должно содержать сумму специального казначейского кредита, сроки (период) погашения специального казначейского кредита с указанием источника его погашения, а также перечень одобренных мероприятий, реализация которых будет обеспечена за счет средств специального казначейского кредита, с приложением копии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации и копии соглашения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 10 настоящих Правил.

В случае принятия президиумом (штабом) Комиссии решения, повлекшего уточнение отдельных параметров одобренного мероприятия или его замену, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) направляет в Федеральное казначейство уточненный детализированный перечень мероприятий, реализуемых в рамках одобренного мероприятия после внесения изменений в нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

8. Использование субъектом Российской Федерации средств специального казначейского кредита осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в следующих формах:

а) закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

б) осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям субъекта Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности;

в) финансирование государственного участия в рамках концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве;

г) предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение затрат в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

д) предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации одобренных мероприятий, предусмотренных направлениями, указанными в пункте 3 настоящих Правил, при условии использования муниципальным образованием соответствующих средств местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в следующих формах:

закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности;

финансирование муниципального участия в рамках концессионных соглашений и соглашений о муниципально-частном партнерстве;

предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение затрат в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

е) в иных формах в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Не допускается использование субъектом Российской Федерации средств специального казначейского кредита на финансовое обеспечение исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета.

10. Специальный казначейский кредит предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации следующих обязательств:

а) направление средств специального казначейского кредита на финансовое обеспечение реализации одобренных мероприятий;

б) ведение обособленного учета операций по поступлению специальных казначейских кредитов и осуществлению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства специального казначейского кредита;

в) включение условия об осуществлении Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств, источником финансового обеспечения которых являются средства специального казначейского кредита, в заключаемые субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации), договоры о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве, договоры о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями из бюджета субъекта Российской Федерации, государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые на сумму 100000 тыс. рублей и более для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации, контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые на сумму 100000 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, а также в контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые на сумму более 3000 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

г) указание аналитических кодов, формируемых Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, в соглашениях (договорах) и государственных (муниципальных) контрактах (контрактах, договорах), указанных в подпунктах "в" и "л" настоящего пункта, а также в распоряжениях о совершении казначейских платежей;

д) обеспечение на начало финансового года остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не менее неиспользованной суммы специального казначейского кредита и обеспечение исполнения положений пункта 12 статьи 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

е) заключение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) соглашения о реализации одобренных мероприятий с отражением значений показателей реализации таких мероприятий в соответствии с формой, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

в отношении одобренных мероприятий, реализация которых осуществляется в соответствии с направлениями, предусмотренными подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

в отношении одобренных мероприятий, реализация которых осуществляется в соответствии с направлениями, предусмотренными подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, - с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и публично-правовой компанией "Фонд развития территорий";

в отношении одобренных мероприятий, реализация которых осуществляется в соответствии с направлениями, предусмотренными подпунктом "в" пункта 3 настоящих Правил, - с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики;

в отношении одобренных мероприятий, реализация которых осуществляется в соответствии с направлениями, предусмотренными подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, - с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации;

в отношении одобренных мероприятий, реализация которых осуществляется в соответствии с направлениями, предусмотренными подпунктом "д" пункта 3 настоящих Правил, - с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

ж) в случае принятия президиумом (штабом) Комиссии решения, повлекшего уточнение отдельных параметров одобренного мероприятия или его замену, в соглашение, указанное в подпункте "е" настоящего пункта, подлежат внесению соответствующие изменения, в том числе в отношении значений показателей реализации одобренного мероприятия;

з) направление копии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации и изменений, вносимых в него, соответственно в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство транспорта Российской Федерации, публично-правовую компанию "Фонд развития территорий", с которыми заключены соглашения, предусмотренные подпунктом "е" настоящего пункта, а также в Федеральное казначейство;

и) представление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведений о реализации одобренных мероприятий по направлениям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" и Федеральное казначейство по форме, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в отношении таких мероприятий, в том числе с отражением значений показателей реализации одобренного мероприятия;

к) представление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) отчета о направлении средств специального казначейского кредита на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, в Федеральное казначейство по форме, определяемой Федеральным казначейством, ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, до полного погашения задолженности по специальному казначейскому кредиту;

л) включение условия об осуществлении Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств, источником финансового обеспечения которых являются средства специального казначейского кредита, в заключаемые муниципальными образованиями соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), договоры о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о муниципально-частном партнерстве, договоры о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями из местного бюджета, муниципальные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые на сумму 100000 тыс. рублей и более для обеспечения муниципальных нужд, контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые на сумму 100000 тыс. рублей и более муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, а также в контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые на сумму более 3000 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о муниципально-частном партнерстве, муниципальных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

м) включение в соглашения (договоры) и государственные (муниципальные) контракты, указанные в подпунктах "в" и "л" настоящего пункта, условия о проведении федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр строительного контроля" строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, создаваемых и реконструируемых за счет средств специального казначейского кредита (за исключением субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил). Затраты на осуществление такого строительного контроля возмещаются за счет средств указанного специального казначейского кредита в размере, определяемом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".

11. Отчет о направлении средств специального казначейского кредита на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, должен содержать следующую информацию:

размер средств специального казначейского кредита, направленных на финансовое обеспечение реализации одобренных мероприятий, с разбивкой по таким мероприятиям;

размер остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, а также размер остатка средств, источником финансового обеспечения которых являются средства специального казначейского кредита, на казначейском счете для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений, на казначейском счете для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытых в Федеральном казначействе.

12. Федеральное казначейство отказывает в заключении соглашения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, в случае нарушения субъектом Российской Федерации требований, установленных пунктом 6, абзацем первым пункта 7 и пунктом 10 настоящих Правил.

13. При казначейском сопровождении средств, источником финансового обеспечения которых являются средства специального казначейского кредита, операции по зачислению и списанию средств осуществляются и отражаются на лицевых счетах, открытых участникам казначейского сопровождения в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства.

14. Федеральное казначейство в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, осуществляет санкционирование операций, связанных с реализацией одобренных мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются средства специального казначейского кредита.

15. В случае если специальный казначейский кредит не погашен субъектом Российской Федерации в установленный срок, а также если не осуществлена своевременная уплата процентов за пользование им, взыскание задолженности по специальному казначейскому кредиту, включая проценты за пользование специальным казначейским кредитом, штрафы и пени за нарушение срока возврата специального казначейского кредита, осуществляется за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих распределению в соответствующий бюджет, имеющий задолженность, и (или) путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в соответствующий бюджет, имеющий задолженность, в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

16. Возврат специального казначейского кредита осуществляется субъектом Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены соглашением, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

При использовании не по целевому назначению средств специального казначейского кредита сумма задолженности по специальному казначейскому кредиту, проценты по специальному казначейскому кредиту:

удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций бюджету субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

17. Контроль за своевременным возвратом специальных казначейских кредитов в федеральный бюджет осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.