Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2022 г. N 03-06-06-02/39707

Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение по вопросу исчисления и уплаты водного налога при заборе воды из водного объекта в целях водоснабжения населения и иных целях в случае отсутствия в лицензии на пользование недрами распределения лимитов водопользования по целевому назначению забранной из водного объекта воды, а также заполнения в данном случае налоговой декларации по водному налогу, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках своей компетенции отмечаем следующее.

Согласно положениям главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов, общие ставки и порядок применения в отношении которого установлены пунктами 1 и 1.1 статьи 333.12 Кодекса, а пунктом 3 данной статьи пониженные, применяемые исключительно при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения.

Налоговые ставки водного налога при заборе воды из водного объекта определены за объемы воды, забранной в пределах установленных в разрешительных документах на водопользование квартальных (годовых) лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год).

В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов или разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) квартальные значения определяются расчетно, как одна четвертая утвержденного годового объема.

При отсутствии в разрешительном документе на водопользование утвержденных лимитов по целям водопользования (в случае забора воды для использования в нескольких целях) для расчета величины квартального лимита или разрешенного (предельно допустимого) водоотбора по целям водопользования следует использовать данные обоснованной потребности в водозаборе, которые указываются водопользователем в документах, представляемых вместе с заявкой на получение соответствующего разрешительного документа.

При осуществлении на основании одного разрешительного документа забора воды для использования в нескольких целях, для которых статьей 333.12 Кодекса установлены различные налоговые ставки, следует вести раздельный учет забранной из водного объекта воды.

В случае отсутствия ведения раздельного учета забранной из водного объекта воды по целям ее дальнейшего использования налогообложению водным налогом весь объем забранной из водного объекта воды подлежит налогообложению по ставкам и в порядке, установленным пунктами 1 и 1.1 статьи 333.12 Кодекса.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно пункту 4 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, утвержденного Приказом Минприроды России от 21.12.2020 N 1092, для получения указанной лицензии заявитель обязан предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и об обоснованной потребности в подземных водах.

На основании данных сведений заявителя и утвержденных запасов подземных вод в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод устанавливается предельная величина разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год).

Для освобождения от налогообложения водным налогом или применения пониженных налоговых ставок в отношении объемов воды, забранной из водного объекта для отдельных целей, необходимо наличие подтверждения, позволяющего отнести пользование водными объектами к категории водопользования, подлежащей освобождению от уплаты водного налога или применению пониженных налоговых ставок.

В связи с этим в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и (или) в приложениях к ней, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющих основные условия пользования недрами, необходимо указание конкретного целевого назначения использования добытых подземных вод, в частности, для водоснабжения населения.

При этом в целях применения пункта 3 статьи 333.12 Кодекса под водоснабжением населения понимается обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом. (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12).

Принимая во внимание, что квалифицирующим признаком для применения пункта 3 статьи 333.12 Кодекса является целевое использование забранной из водного объекта воды - для водоснабжения населения, при исчислении водного налога налоговые ставки, установленные указанным пунктом статьи 333.12 Кодекса, применяются к объемам воды, забранной из водного объекта для направления (передачи) указанным абонентам на основании соответствующих договоров и (или) иных обосновывающих (подтверждающих) документов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ