2. Организация обследования

4. Организация обследования осуществляется на:

федеральном уровне (управления центрального аппарата Росстата);

региональном уровне (территориальные органы Росстата);

полевом уровне (районные/межрайонные отделы территориальных органов Росстата).

5. На федеральном уровне выполняются следующие функции:

разработка официальной статистической методологии;

организация работы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам программы обследования;

актуализация настоящих Положений;

определение сроков проведения и обработки данных обследования на федеральном и региональном уровнях в Производственном плане Росстата;

подготовка предложений по распределению объемов лимитов бюджетных обязательств на региональном уровне;

тиражирование статистического инструментария и доведение его до регионального уровня;

проведение контрольных мероприятий на федеральном и региональном уровнях;

подготовка (доработка) экономического описания электронной обработки данных;

разработка программного обеспечения электронной обработки данных;

формирование официальной статистической информации, ее опубликование и хранение в электронном виде.

6. На региональном уровне выполняются следующие функции:

разработка и утверждение календарного плана по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации (рекомендованный образец приведен в приложении N 1);

проведение информационно-разъяснительной работы с владельцами (руководителями управляющих компаний) розничных рынков;

подбор кандидатур и привлечение их на договорной основе для выполнения работ, связанных с проведением выборочного обследования торговых мест на розничных рынках, в соответствии с законодательством Российской Федерации, оформление гражданско-правовых договоров;

подготовка рекомендательного письма с обращением к владельцу (руководителю) рынка с просьбой об оказании содействия при проведении наблюдения (рекомендованный образец приведен в приложении N 2), комплектование инструментария наблюдения и обеспечение ими привлекаемых лиц;

размещение на сайте территориального органа Росстата информации о контрактах, заключенных с физическими лицами на выполнение работ по подготовке и проведению наблюдения;

подготовка итогового отчета о заключении контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных по утвержденному макету и передача данных на федеральный уровень;

проведение обучения привлекаемых лиц полевого уровня, обеспечение взаимодействия с ними на регулярной основе;

обеспечение мер по контролю за качеством и достоверностью итогов обследования на этапах сбора и обработки информации;

взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам организации обследования, в том числе по безопасности его проведения;

приемка результатов и выплата вознаграждения привлекаемым лицам в соответствии с условиями гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению обследования;

обеспечение ввода, обработки и передачи результатов обследования на федеральный уровень на основе единого программного обеспечения в сроки, предусмотренные Производственным планом Росстата;

хранение первичных статистических данных и агрегированной информации в электронном виде;

обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

7. На полевом уровне районными/межрайонными отделами территориальных органов Росстата выполняются следующие функции:

подготовка и проведение наблюдения в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации;

проведение обучения привлекаемых лиц;

сдача-приемка заполненных форм наблюдения на региональный уровень в установленном порядке, контроль заполнения форм наблюдения;

сбор и обработка первичных статистических данных наблюдения;

подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013, а не от 05.04.2014.

Выполнение работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных наблюдения на полевом уровне осуществляется экспедиционным способом и проводится специально подготовленными лицами-интервьюерами (пункт 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

В функции интервьюера входит:

выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных путем опроса респондентов, контроль полученной информации на полноту и достоверность.

формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных торговых мест на розничных рынках для проведения опросов;

сдача заполненных бланков формы федерального статистического наблюдения N Б-1 "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничном рынке" (далее - форма N Б-1) в территориальные органы Росстата (районные/межрайонные отделы территориальных органов Росстата);

подготовка отчета о выполненной работе.

8. Для организации и проведения обследования торговых мест на розничных рынках устанавливаются следующие основные этапы:

подготовительный этап;

проведение статистического обследования, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка итогов обследования;

обработка полученной информации, хранение материалов.

9. Подготовительный этап включает выполнение следующих работ.

Актуализация официальной статистической методологии, пересмотр форм федерального статистического наблюдения.

Определение сроков проведения обследования, подготовки экономического описания электронной обработки данных, разработки программного обеспечения.

Разработка (доработка) экономического описания электронной обработки данных с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Росстата на соответствующий период.

Разработка программного обеспечения по формированию выборочной совокупности, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.

Определение потребности в кадровом и финансовом обеспечении на региональном уровне производится в зависимости от объема выборочной совокупности торговых мест на розничных рынках по каждому субъекту Российской Федерации.

Распределение лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне, производится в зависимости от объема выборочной совокупности торговых мест на розничных рынках по каждому муниципальному образованию в субъекте Российской Федерации.

Разработка территориальным органом Росстата календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования в соответствии с перечнем работ, выполняемых на региональном и полевом уровнях, и сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми Производственным планом Росстата.

Подбор лиц, привлекаемых на договорной основе к проведению обследования, оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами для выполнения работ на полевом уровне.

Примерный перечень работ, выполняемый лицами, привлекаемыми на договорной основе на полевом уровне, приведен в приложении N 3.

Рекомендуемые сроки работ и нормы нагрузки привлекаемых лиц при подготовке и проведении наблюдения на полевом уровне приведены в приложении N 4, рекомендуемая формула расчета вознаграждения интервьюеров (без учета компенсации издержек (расходов) - в приложении N 5.

(в ред. Приказа Росстата от 03.10.2023 N 487)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013, а не от 05.04.2014.

Привлечение указанных лиц осуществляется в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Разработка, тиражирование и доведение до регионального и полевого уровней инструментария наблюдения.

Инструментарий федерального статистического наблюдения представлен формой N Б-1.

Разработка инструментария обследования на федеральном уровне завершается не позднее, чем за три месяца до начала обследования.

Инструментарий обследования поступает в территориальные органы Росстата централизованно. На этапе подготовительных работ инструментарий проверяется на соответствие необходимому количеству по числу обследуемых торговых мест на рынках и количеству обследований в год.

При заключении гражданско-правового договора интервьюера знакомят с условиями договора (характер и время работы, условия выплаты вознаграждения, перечень выполняемых работ).

Обучение и инструктаж интервьюеров проводят специалисты территориальных органов Росстата или районных/межрайонных отделов территориальных органов Росстата. Обучение может быть проведено как семинар или как индивидуальный инструктаж с включением следующих вопросов:

разъяснение целей и задач обследования;

разбор программы обследования и процедуры сбора данных (обращая особое внимание на необходимость сохранения конфиденциальности полученной информации);

проведение пробного (обучающего) опроса с последующим анализом техники заполнения бланка формы и разбором всех возникающих трудностей.

Обучение проводится в течение двух рабочих дней и завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала, степени готовности обучающегося к работе.

10. Этап проведения статистического обследования, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка итогов обследования.

Формирование основы выборки и выборочной совокупности для проведения статистического наблюдения.

На первом этапе на региональном уровне специалистами территориальных органов Росстата формируется перечень рынков, подлежащих обследованию. Основа выборки формируется на базе комплекса электронной обработки данных по форме федерального статистического наблюдения N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках" (квартальная), из которого по каждой отчитавшейся организации выгружаются пообъектные данные по показателю "Число торговых мест на рынке - всего" со следующими признаками:

местонахождение рынка (в городской и сельской местности);

специализация рынка (универсальные и специализированные - рынки по продаже продуктов питания, радио- и электробытовой техники, строительных материалов, вещевые рынки, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки).

При формировании выборочной совокупности (то есть отбора единиц из основы выборки) необходимо обеспечить представительство, которое предусматривает наличие:

всех типов рынков (универсальные и специализированные);

рынков, находящихся в городской и сельской местности;

всех товарных групп согласно приложению N 6.

Если их представительство не обеспечивается в полном объеме, то по возможности рынок необходимо заменить на ярмарку, аналогичную по типу и местонахождению (в городской или сельской местности).

На втором этапе на отобранных рынках производится систематизация торговых зон, определяется схема размещения и число торговых мест, на которых осуществляется торговля однородными товарами.

С этой целью осуществляется предварительный выход на отобранные рынки работников территориального органа Росстата для распределения числа торговых мест по товарным группам в соответствии с приложением N 6 (по соответствующим типам рынков).

Из наблюдения исключаются торговые места, отведенные на рынках юридическим лицам, наблюдение за которыми осуществляется в режиме сплошного обследования организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по формам федерального статистического наблюдения NN П-1 и П-5(м) или выборочного обследования субъектов малого предпринимательства (формы NN ПМ, ПМ-торг, МП (микро).

На третьем этапе устанавливаются подлежащие обследованию торговые места. Торговые места отбираются в зависимости от необходимости обеспечения объема выборки в каждой товарной группе, определяемой в соответствии с объемами финансирования, выделяемыми на проведение обследования в текущем году.

Количество отобранных для обследования торговых мест (объем выборки) должно составлять не менее 5% от общего числа торговых мест на рынках в субъекте Российской Федерации. Если на рынке торговые места по продаже каких-либо товарных групп (приложение N 6) представлены ограниченным числом торговых мест (до пяти), то в обязательном порядке обследуется одно торговое место.

11. Осуществление наблюдения

При затруднении отнесения торгового места к определенной товарной группе необходимо выяснить у продавца (при невозможности контакта - определить визуально) объемы продажи какого товара преобладают. Если преобладает, например, продажа сыров, то данное торговое место относится к товарной группе "сыры жирные".

Если на одном торговом месте производится продажа одновременно нескольких товаров и объемы продажи примерно одинаковые (что в основном характерно для рынков, расположенных в сельской местности), то вся выручка продавца относится к одной товарной группе из представленных на данном торговом месте.

Например, если на одном торговом месте осуществляется одновременно продажа по позициям "Масло растительное", "Мука", "Сахар" и таких торговых мест три, то торговое место N 1 и вся его выручка будет отнесена к позиции "Масло растительное", торговое место N 2 и вся его выручка - к позиции "Мука", торговое место N 3 и вся его выручка - к позиции "Сахар".

По одному торговому месту может быть заполнена только одна строка бланка формы N Б-1 по преобладанию объема продажи товара.

Производится закрепление торговых мест за интервьюерами с учетом дневной нагрузки на одного интервьюера (приложение N 4).

Формирование участка наблюдения производится интервьюером на основании списка отобранных торговых мест, поступающего от территориального органа Росстата.

Планирование посещений торговых мест на рынках осуществляется интервьюером, при этом учитывается следующее.

Наблюдение предполагает опросы одних и тех же отобранных торговых мест дважды: в течение одного буднего и одного выходного дня. Однако под одним будним днем может подразумеваться любой будний день, выпадающий на период наблюдения, а под выходным - соответственно любой из выходных дней.

В случаях, когда в будний день товар был в продаже, а в выходной (в течение всех восьми выходных дней) продажа на отобранном торговом месте не осуществлялась, допускается регистрация объемов продажи указанного товара на любом торговом месте, не попавшем в выборку. Регистрация размеров продажи товаров на рынках проводится по товарным группам, приведенным в приложении N 6.

Фиксации не подлежат объемы, реализуемые участниками рыночной торговли индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам не для конечного потребления, а для дальнейшей перепродажи.

При наблюдении за сезонными товарами (например, овощами, фруктами, изделиями из меха) в период между сезонами процент выборки торговых мест, реализующих эти товары, может быть уменьшен до 1%. Если в этот период указанные товары отсутствовали в продаже на обследуемых рынках, то в бланке формы N Б-1 соответствующие строки не заполняются.

12. Опрос по программе, установленной формой N Б-1, осуществляется до 20-го числа отчетного месяца.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:

если опрашиваемые уклоняются от прямых ответов на вопросы, можно в косвенной форме спросить о примерном объеме продажи за день (час, неделю). Например: "Много ли желающих купить Ваш товар?" или "Удается ли Вам продать весь товар в течение дня (часа)?". Если контакта с продавцом найти не удается, то можно понаблюдать со стороны, какое количество товара продается в течение определенного времени, а затем произвести необходимые расчеты в соответствии с подсказами, приведенными в пункте 11 Положений;

между вопросами постараться не давать опрашиваемому слишком сильно уходить в сторону, чтобы не потерять его интерес и внимание до окончания интервью;

не забывать говорить ясно и отчетливо в течение всего опроса, чтобы респондент правильно услышал вопрос;

по завершении интервью необходимо поблагодарить респондента, выразить ему признательность за сотрудничество и еще раз подчеркнуть, что полученные от него сведения не будут использованы ни в каких иных целях, кроме получения сводной информации.

Разделы 1, 2, 3 и 4 (вопросы 1 и 2) бланка заполняются работником территориального органа Росстата, курирующим обследование, раздел 4 вопрос 3 и раздел 5 заполняются самим интервьюером.

По одному и тому же рынку бланк формы N Б-1 заполняется два раза: в первый раз - в будний день, во второй - в выходной день, разделы 1, 2, 3 и 4 заполняются только один раз.

В разделе 1 по строке 01 проставляется знак "x", если рынок находится на территории областного (республиканского, краевого) центра, города областного (республиканского, краевого) подчинения. Если рынок находится на территории поселка городского типа, сельского населенного пункта и тому подобных, то знак "x" проставляется по строке 02.

В разделе 2 по строке 03 проставляется код типа (специализации) рынка:

Универсальный - код 6;

Специализированный:

по продаже продуктов питания - код 4;

по продаже радио- и электро-бытовой техники - код 14;

по продаже строительных материалов - код 10;

вещевой - код 5;

сельскохозяйственный - код 7;

сельскохозяйственный кооперативный - код 15;

прочие - код 12.

Единицей времени наблюдения за объемом продажи может быть один час, один день торговли. Код выбранного режима наблюдения указывается в разделе 4 по строкам 10 или 11 и распространяется на все торговые места, за которыми ведется наблюдение.

В разделе 5 гр. 1 нумерация торговых мест должна соответствовать количеству отобранных для обследования торговых мест на розничном рынке.

В графу 2 раздела 5 могут быть вписаны более мелкие товарные позиции. Например, вместо позиции "кондитерские изделия" могут быть указаны "торты", "печенье" и так далее в зависимости от особенностей торговых мест на конкретном рынке. Однако код ОКПД2 по графе 5 проставляется согласно приложению N 6.

В целях обеспечения выполнения работ по проведению статистического наблюдения за объемами продаж товаров на розничных рынках, территориальные органы Росстата взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:

проведение информационно-разъяснительной работы с владельцами (руководителями управляющих компаний) розничных рынков;

обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.

Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения.

Для обеспечения полноты и правильности получаемой от продавцов информации проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения форм федерального статистического наблюдения.

13. Контроль работы интервьюеров осуществляется специалистами территориальных органов Росстата (районных/межрайонных отделов территориальных органов Росстата).

В ходе контрольных проверок производится:

проверка факта посещения интервьюером торгового места, представленного в выборке;

наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно по одному-двум торговых местам, в которых проводится опрос);

проведение контрольных опросов (выборочно в трех - пяти торговых местах), по которым формы уже заполнены.

В целях контроля за ходом практической работы интервьюеров предусматривается ведение ими записей о датах и результатах каждого посещения торговых мест на обследуемых рынках.

Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.

По завершении сбора данных по программе производится отправка заполненных форм на региональный (районный) уровень в установленные сроки.

Сдача результатов работ производится интервьюерами с посещением территориального органа Росстата или в районные отделы территориальных органов Росстата.

При приемке бланков формы N Б-1 на региональном уровне производится проверка полноты и правильности их заполнения на основе арифметического и логического контроля.

Гарантии защиты сведений, содержащихся в бланке формы N Б-1, определены статьей 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Первичные статистические данные, содержащиеся в бланке формы N Б-1, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.

При обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.

14. Этап обработки полученной информации, подведения итогов, хранения материалов включает выполнение следующих работ:

обработка полученной информации и подведение итогов наблюдения на основе утвержденной технологии;

защита персональных данных и конфиденциальной информации;

формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения.

Обработка полученной информации производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках подготовки программного обеспечения к выполнению работ по автоматизированной обработке данных и получению итогов наблюдения.

Функции обработки итогов наблюдения осуществляются в два этапа и распределены на региональном и федеральном уровнях.

1-й этап. На региональном (районном/межрайонном) уровне с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения специалистами территориального органа Росстата осуществляется:

ввод первичных данных с бумажных носителей;

формальный и логический контроль первичных данных;

редактирование данных наблюдения;

проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;

передача данных на федеральный уровень в сроки, предусмотренные Производственным планом Росстата;

формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц на региональном уровне.

2-й этап. На федеральном уровне производится:

ведение нормативно-справочной информации;

проведение арифметического и логического контроля данных;

формирование итоговых (регламентных) таблиц федерального уровня.

Полученные итоги обследования торговых мест на розничных рынках используются территориальными органами Росстата для дальнейшего выполнения работ, предусмотренных Производственным планом Росстата.

Срок хранения на региональном уровне заполненных бланков формы N Б-1 на бумажных носителях - три года. Место хранения бланков формы N Б-1 до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение бланков формы N Б-1 производится в установленном порядке.