Особенности применения законодательства в сфере охраны окружающей среды, утвержденные данным документом, действуют до 1 марта 2026 года.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 21 февраля 2023 г. N 279

ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В 2023 - 2026 ГОДАХ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Настоящий документ устанавливает особенности организации и осуществления в 2023 - 2026 годах государственного экологического контроля (надзора) на территории Донецкой Народной Республики.

2. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) оценивается соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды", включая требования, содержащиеся в разрешительных и иных документах на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды, с учетом особенностей применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, особенностей правового регулирования водных отношений, особенностей правового регулирования отношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", а также с учетом особенностей проведения государственной экологической экспертизы, устанавливаемых нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики".

3. Федеральный государственный экологический контроль (надзор) (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации) и региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляются уполномоченным контрольным (надзорным) органом Донецкой Народной Республики (далее - контрольный орган).

4. При организации и осуществлении государственного экологического контроля (надзора) не являются обязательными к применению положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в части использования информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, информационной системы (подсистемы государственной информационной системы) досудебного обжалования.

Контрольным органом при организации и осуществлении государственного экологического контроля (надзора) осуществляется учет проводимых контрольным органом профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, принятых мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений, учет решений и действий должностных лиц контрольного органа, решений контрольного органа, принятых при проведении профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и осуществлении мер и (или) по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц на решения контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц, а также учет информации о таких жалобах контролируемых лиц с представлением соответствующего отчета в Министерство экономического развития Российской Федерации один раз в квартал, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с 15 июля 2023 г.

5. Контролируемое лицо, права и законные интересы которого, по его мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного экологического контроля (надзора), вправе подать жалобу в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд на решение контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц на бумажном носителе или в электронном виде.

6. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных органов при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) на территории Донецкой Народной Республики не осуществляется.

7. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия.

8. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся без согласования с органами прокуратуры:

а) по поручению Президента Российской Федерации;

б) по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;

в) по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

г) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

д) при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия документа, имеющего разрешительный характер;

е) в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих причинение вреда окружающей среде, непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится контрольным органом исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих причинение вреда окружающей среде, непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, на основании документов и (или) иной имеющейся в распоряжении контрольного органа информации;

ж) на основании мотивированного представления должностного лица контрольного органа по результатам анализа результатов контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (физическими лицами - предпринимателями), рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контрольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (физических лиц - предпринимателей), юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

возникновения непосредственной угрозы причинения вреда окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинения вреда окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия по основаниям, предусмотренным подпунктами "е" и "ж" пункта 8 настоящего документа, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно с уведомлением в течение 24 часов органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

10. Исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих причинение вреда окружающей среде, непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

11. Допускается проведение контрольным органом профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не требует согласования с органами прокуратуры или их уведомления.